Автор: Лобанова О. Л., консультант-эксперт по закупкам Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение" № 1/2019
Стрельба по мишеням – один из самых азартных и зрелищных видов спорта. Практически в каждом крупном российском городе и областном центре есть секции для взрослых и детей по биатлону, пулевой и стендовой стрельбе. В 2019 году российские спортсмены могут столкнуться с трудностями при закупках спортивного оружия и патронов к ним. Как этого избежать, читайте в статье.
Национальный режим.
Закупку спортивного оружия и патронов к ним производят в основном спортивные школы, федеральные и региональные союзы биатлонистов, региональные федерации и отделения по стрелковым видам спорта. Нередко органы местного самоуправления осуществляют закупку спортивного оружия для развития и популяризации физической культуры и спорта граждан.
Однако политическая ситуация в мире и экономическое положение в стране все сильнее начинают оказывать влияние на спорт. Особенно это заметно на примере тех видов спорта, которые требуют приобретения современного оборудования и спортивного инвентаря. В число «пострадавших» попали биатлон и стрелковые виды спорта, поскольку государственные органы власти вынуждены защищать внутренний рынок и интересы страны, в том числе через запреты и (или) ограничения закупок товаров иностранного производства.
С 2 октября 2018 года Правительством РФ введены ограничения допуска спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, патронов и прочих боеприпасов и их деталей, происходящих из иностранных государств. Подобные нормативные акты, принимаемые в рамках национального режима, призваны поддержать отечественного производителя.
В рамках контрактной системы действует более десятка подзаконных актов в рамках национального режима закупок товаров, работ, услуг (далее – продукция). В зависимости от предмета контракта нормативный правовой акт в рамках национального режима устанавливает либо запрет на допуск иностранной продукции, либо ограничения допуска, либо ограничения и условия допуска.
Установление национального режима |
||
---|---|---|
Правительство РФ |
Минфин |
|
Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (см., например, постановления от 14.07.2014 № 656, от 16.11.2015 № 1236, от 05.09.2017 № 1072) |
Ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (см., например, постановления от 20.09.2018 № 1119, от 22.08.2016 № 832) |
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств (см., например, Приказ от 04.06.2018 № 126н) |
Таким образом, сам факт наличия тех или иных нормативных актов в рамках национального режима еще не означает невозможность закупки товаров (работ, услуг), происходящих из иностранных государств.
В соответствии с порядком применения Постановления № 1119 наравне с российскими товарами закупаются товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС. Договором ЕАЭС, подписанным в г. Астане 29.05.2014, к таким государствам относятся Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Армения. Таким образом, товары из указанных республик в рамках закупочного законодательства не признаются иностранными.
Порядок доступа.
Порядок ограничения допуска спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, патронов и прочих боеприпасов и их деталей, происходящих из иностранных государств, установлен Постановлением № 1119 в целях осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчику при осуществлении закупок в 2019 году необходимо обратить внимание на следующее.
Планирование.
Под действие Постановления № 1119 подпадают товары, включенные в следующие два кода из классификатора ОКПД 2, а именно:
-
оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом (код 25.40.12.410 по ОКПД 2) (далее – спортивное оружие для секций);
-
патроны и боеприпасы прочие и их детали (код 25.40.13.190 по ОКПД 2) (далее – патроны).
При этом в соответствии с п. 4 Постановления № 1119 ограничения не применяются в случаях осуществления закупок:
-
спортивного оружия, патронов, боеприпасов и их деталей для обеспечения нужд спорта высших достижений;
-
запасных частей и деталей к используемому спортивному огнестрельному оружию с нарезным стволом иностранного производства;
-
спортивного оружия, патронов, боеприпасов и их деталей заказчиками, которые находятся на территории иностранного государства, для обеспечения своей деятельности на этой территории.
Таким образом, если предмет закупки не входит в список исключений, то при закупке спортивного оружия и патронов требуется соблюдать Постановление № 1119. На этапе планирования и подготовки к закупке учреждению необходимо отразить в плане-графике, извещении и закупочной документации информацию о применении национального режима. Обратите внимание, что при формировании плана-графика такая информация приводится в специальной графе «Применение национального режима при осуществлении закупки».
Принцип работы.
При формировании документации нужно не только указать сам факт применения национального режима, но и описать порядок его использования.
Механизм ограничения закупки иностранного спортивного оружия и патронов работает по принципу «третий лишний». При этом стоит помнить, что не всегда заказчик будет лишен возможности закупать иностранные спортивное оружие для секций и патроны – все будет зависеть от наличия (или отсутствия) конкуренции в закупочной процедуре и содержания поступивших заявок.
В соответствии с п. 1 Постановления № 1119 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке спортивного оружия и патронов, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в закупке подано не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупок и (или) документации о закупках и которые одновременно:
-
содержат предложения о поставке спортивного оружия и патронов, страной происхождения которых является государство – член ЕАЭС;
-
не содержат предложений о поставке спортивного оружия и патронов одного и того же производителя.
Иными словами, у заказчика должна быть возможность выбора заявок с предложением отечественных товаров и от разных отечественных производителей. Например, на участие в электронном аукционе на поставку спортивного оружия поступило четыре заявки:
-
в первой заявке указана страна происхождения Англия;
-
во второй – Италия;
-
в третьей – Российская Федерация;
-
в четвертой – Республика Беларусь.
Согласно требованиям Постановления № 1119 первая и вторые заявки подлежат отклонению, так как они содержат предложения о товаре, происходящем из иностранных государств (Англия и Италия). Напомним, что товары из Беларуси не считаются происходящими из иностранных государств, и, следовательно, выбор победителя осуществляется из оставшихся двух заявок. В этом и заключается суть принципа «третий лишний».
При этом отметим, что заявок с отечественной продукцией должно быть не менее двух. Например, если на участие в аукционе поступило две заявки: в первой – предложение из Италии, во второй – из Российской Федерации, то положения Постановления № 1119 также не подлежат применению, а победитель будет определяться по общим правилам. Еще один пример: на этапе рассмотрения заявок конкуренция не обеспечена, поступила только одна заявка, в которой предложен товар из государства, не входящего в ЕАЭС. В сложившейся ситуации заказчик обязан будет с таким единственным участником заключить контракт на поставку товара иностранного производства (при условии, что заявка отвечает требованиям и условиям, предусмотренным извещением и документацией).
Таким образом, на этапе подготовки документации заказчик обязан установить ограничения, но по факту они не всегда будут применяться.
Страна происхождения.
Заказчику в документации необходимо установить требования к документам, подтверждающим страну происхождения товара. В соответствии с п. 2 Постановления № 1119 документом, подтверждающим страну происхождения спортивного оружия, патронов, боеприпасов и их деталей, могут быть:
-
заключение, выданное Минпромторгом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации»;
-
сертификат о происхождении товара (СТ-1), выданный в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009.
Комиссия заказчика на этапе рассмотрения заявок должна будет проверить наличие документов, подтверждающих страну происхождения товара. Например, при проведении электронного аукциона такой документ участник должен представить во второй части заявки. При этом в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) если в заявке отсутствует документ (или копии документа), подтверждающего страну происхождения, то такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Запрет контракта.
При исполнении контракта установлен запрет на улучшение характеристик. Напомним, по общему правилу при исполнении контракта по согласованию сторон (заказчика и поставщика) допускается поставка товара по лучшим качественным, техническим и функциональным характеристикам по сравнению с характеристиками, указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В частности, в соответствии с п. 3 Постановления № 1119 при исполнении контракта не допускаются:
-
замена спортивного оружия, патронов, боеприпасов и их деталей на спортивное оружие в учреждении, патроны, боеприпасы и их детали, страной происхождения которых не является государство – член ЕАЭС;
-
замена производителя спортивного оружия, патронов, боеприпасов и их деталей.
Таким образом, нельзя улучшить характеристики поставляемых товаров путем изменения ранее заключенного контракта, говоря, что иностранная продукция лучше. То есть в случае применения Постановления № 1119 при исполнении контракта можно составить дополнительное соглашение к контракту, не изменяя цену и объем поставки, в отношении улучшенных потребительских свойств закупаемого товара, но только российского происхождения или из государств – членов ЕАЭС.
* * *
Введение новых запретов и ограничений накладывает на заказчика дополнительную обязанность по постоянному мониторингу изменений в законодательстве и, как следствие, по корректировке плановой и процедурной документации.