Автор: Павелин А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В Госдуму РФ внесен проект федерального закона № 546226-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок)» (далее – законопроект № 546226-7). Целью принятия данного законопроекта является формирование вертикали процедурного контроля, обеспечение единства правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля

В силу ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением названного закона осуществляется следующими органами:

  • Федеральная антимонопольная служба. ФАС уполномочена на ведение контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

  • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;

  • органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

  • Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • органы прокуратуры. Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, являются предметами прокурорского надзора. Следовательно, должностные лица прокуратуры могут осуществлять проверки соблюдения требований Закона о контрактной системе.

Законопроектом № 546226-7 предусматривается установление запрета на возложение функций по централизации закупок, предусмотренные ст. 26 Закона о контрактной системе, на органы контроля в целях исключения несвойственных контрольным органам функций и снижения коррупционных рисков. Исключением из данного правила являются случаи осуществления органами контроля названных полномочий в соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона о контрактной системе,а также органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, в силу ч. 3 ст. 26 Закона о контрактной системе.

При этом в случае возложения на органы контроля, полномочий на основании ч. 5 ст. 26 Закона о контрактной системе либо возложения на орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о контрактной системе, полномочий, предусмотренных ст. 26 Закона о контрактной системе, не допускаются возложение на одно должностное лицо такого органа обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок.

Контроль за бюджетными инвестициями

Напомним, что бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

Согласно ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ названных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

В силу положений ч. 5 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством РФ юридическому лицу средств, поименованных в абз. 2 п. 1 ст. 80 БК РФ, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет данных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств законопроектом № 546226-7 предусматривается распространение положений Закона о контрактной системе, регулирующих мониторинг закупок, аудит, контроль в сфере закупок, на указанных юридических лиц.

Установление единого порядка осуществления контроля

Законопроектом № 546226-7 предусматривается утверждение Правительством РФ единого порядка осуществления контроля в сфере закупок, что обеспечит формирование вертикали процедурного контроля, а также единой правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Так, согласно новой редакции ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в п. 1 ч. 1 обозначенной статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ. Такой порядок должен, в частности, предусматривать:

  • основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, оформление результатов таких проверок. При организации и осуществлении проверок подлежит учету отнесение деятельности субъекта контроля по осуществлению закупок к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;

  • критерии отнесения деятельности субъектов контроля по осуществлению закупок к определенной категории риска;

  • порядок, сроки направления и исполнения предписаний;

  • перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

  • порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

  • порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

Передача полномочий по осуществлению контроля

Статья 99 Закона о контрактной системе будет дополнена новой ч. 3.1, предусматривающей установление возможности органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями.

Внеплановые проверки ФАС

Законопроектом № 546226-7 уточняются случаи проведения ФАС внеплановых проверок. Так, согласно новой редакции п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе одним из оснований для проведения ФАС внеплановой проверки является получение информации о признаках нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

  • заявление, сообщение юридического или физического лица, указывающие на признаки нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

  • обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

  • сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Оценка эффективности деятельности органов контроля

Законопроект № 546226-7 предусматривает обязанность Правительства РФ установить порядка оценки эффективности деятельности органов контроля. Согласно вводимой ч. 32 ст. 99 Закона о контрактной системе такой порядок должен предусматривать:

  • показатели контрольно-надзорной деятельности;

  • механизм сбора информации о деятельности указанных органов;

  • порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов указанного анализа.

* * *

В заключение кратко сформулируем основные изменения, предусмотренные законопроектом № 546226-7:

  • возложение на Правительство РФ обязанности по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок, что обеспечит формирование вертикали процедурного контроля, а также единой правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий на федеральном и региональном уровнях;

  • установление возможности органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями;

  • утверждение Правительством РФ порядка оценки эффективности деятельности органов контроля, предусматривающего в том числе показатели такой оценки;

  • установление запрета на возложение функций по централизации закупок на органы контроля в целях исключения несвойственных контрольным органам функций и снижения коррупционных рисков;

  • распространение положений Закона о контрактной системе, регулирующих мониторинг закупок, аудит, контроль в сфере закупок, на юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при предоставлении им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.