Автор: Ларцева Л. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ автономным и бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Рассмотрим, в каких случаях целевые субсидии подлежат возврату в бюджет и как отразить в бухгалтерском учете операции по возврату.
Согласно Порядку № 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, предоставляемые в целях:
-
выплаты стипендий;
-
выплаты вознаграждения (премий) российским спортсменам по итогам выступлений на международных соревнованиях;
-
осуществления мероприятий по ремонту (капитальному ремонту) объектов движимого (недвижимого) имущества;
-
благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании учреждений спорта;
-
приобретения особо ценного движимого имущества;
-
содержания имущества; и др.
Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением в соответствии с типовой формой (типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н).
Операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).
Возврат целевой субсидии при отсутствии потребности в ней
Согласно п. 9 Порядка № 59 не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению (возврату) в федеральный бюджет в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н (далее – Порядок № 82н). Вместе с тем такие остатки могут быть использованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.
Если учреждение планирует использовать в текущем году остатки целевой субсидии, образовавшиеся на начало года, оно должно представить не позднее 20 мая (или первого рабочего дня, следующего за указанной датой) в территориальный ОФК сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ год (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств (п. 3 Порядка № 82н).
Обратите внимание: срок представления сведений (ф. 0501016) сокращен. В прошлом году такие сведения представлялись до 1 июля.
При непредставлении сведений (ф. 0501016) в обозначенный срок территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года (или первого рабочего дня, следующего за названной датой) осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков целевых субсидий в доход федерального бюджета (п. 3 Порядка № 82н).
При этом, не дожидаясь взыскания указанных средств, учреждения при отсутствии утвержденных сведений (ф. 0501016) обязаны самостоятельно перечислить соответствующие неподтвержденные остатки целевых средств в доход федерального бюджета не позднее 1 июня текущего финансового года (п. 34 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).
Бухгалтерский учет. Согласно Указаниям № 65н, письмам Минфина РФ от 29.04.2016 № 02-05-11/25399, от 14.01.2016 № 02-01-09/787 суммы возврата в бюджет средств в объеме остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели не подтверждено, подлежат отражению в 2017 году по статье 180 «Прочие доходы», а в 2018 году – по подстатье 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ.
В силу п. 21 Инструкции № 157н учет операций, производимых за счет целевых субсидий, ведется с применением в 18-м разряде номеров бухгалтерских счетов кода вида финансового обеспечения 5 «Субсидии на иные цели».
Операции по возврату в бюджет остатков целевых субсидий при неподтверждении потребности в таких остатках в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений спорта будут отражены следующими проводками (п. 93, 94, 133 Инструкции № 174н, п. 96, 97, 161 Инструкции № 183н):
Бюджетные учреждения | Автономные учреждения | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Увеличение задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий | |||
11000000000000180 | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 11000000000000180 |
Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета | |||
11000000000000180 | 11000000000000000 | 11000000000000180 | 11000000000000000 |
Уменьшение задолженности перед бюджетом при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (если остаток не перечислялся в бюджет) | |||
11000000000000180 | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 11000000000000180 |
Поступление средств из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели | |||
11000000000000000 | 11000000000000180 | 11000000000000000 | 11000000000000180 |
* Обратите внимание: в связи с введением дополнительной детализации по кодам КОСГУ (введением кода 183 для отражения целевых субсидий) будут пересматриваться и аналитические счета для отражения расчетов по целевым субсидиям. В частности, планируется ввести счет 0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели». Соответствующие новшества содержатся в проектах приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н. С принятием таких изменений для отражения операций по возврату целевых субсидий вместо счета 5 205 81 000 будет необходимо применять счет 5 205 83 000.
Пример 1.
На основании соглашения, заключенного с учредителем, бюджетному учреждению в 2017 году была перечислена на отдельный лицевой счет целевая субсидия на капитальный ремонт спортивной площадки. Сумма субсидии составила 500 000 руб. В целях проведения ремонтных работ на всю сумму субсидии был заключен контракт с подрядчиком. Аванс по контракту – 150 000 руб. Контрактом предусмотрена поэтапная сдача работ. В текущем финансовом году были сданы работы стоимостью 450 000 руб., что отражено в отчете о расходах, произведенных за счет целевой субсидии. Последний этап работ планировалось завершить в начале 2018 года. В связи с этим на конец финансового года образовался неиспользованный остаток целевой субсидии – 50 000 руб. Учредителем подтверждена потребность в названных средствах и принято решение об использовании остатка субсидии в 2018 году в целях оплаты завершающих ремонтных работ. До принятия указанного решения средства не перечислялись в доход бюджета.
В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
2017 год | |||
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет | 11000000000000000 | 11000000000000180 | 500 000 |
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 180) | |||
Перечислен аванс подрядчику | 11000000000000243 | 11000000000000000 | 150 000 |
Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225) | |||
Начислены расходы на капитальный ремонт на основании подписанных актов выполненных работ | 11000000000000243 | 11000000000000243 | 450 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 11000000000000243 | 11000000000000243 | 150 000 |
Произведен расчет с подрядчиком за выполненные этапы работ | 11000000000000243 | 11000000000000000 | 300 000 |
Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225) | |||
Начислена задолженность по возврату в бюджет остатка неиспользованной на конец года целевой субсидии | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 50 000 |
2018 год | |||
Уменьшена задолженность перед бюджетом по возврату неиспользованного остатка субсидии при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 50 000 |
* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 нужно будет применять счет 5 205 83 000.
Пример 2.
Академии физической культуры и спорта (автономное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в 2017 году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 270 000 руб. Согласно отчету сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 262 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 8 000 руб. учреждение самостоятельно возвратило в бюджет в конце 2017 года.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет | 11000000000000000 | 11000000000000180 | 270 000 |
Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 180) | |||
Начислены расходы на выплату стипендий | 11000000000000340 | 11000000000000340 | 262 000 |
Перечислены стипендии на банковские карты получателей (студентов) | 11000000000000340 | 11000000000000000 | 262 000 |
Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 296) | |||
Начислен доход по предоставленной целевой субсидии в сумме расходов, подтвержденных отчетом | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 262 000 |
Отражена задолженность по возврату в бюджет неиспользованного остатка субсидии | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 8 000 |
Перечислены остатки субсидий в доход бюджета | 11000000000000180 | 11000000000000000 | 8 000 |
Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610) |
Пример 3.
Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что в 2018 году учредителем подтверждена потребность в остатках неиспользованной субсидии. Данные остатки будут направлены на выплату стипендий в 2018 году.
Поскольку в описанном случае изначально остатки неиспользованной субсидии были перечислены в конце в 2017 года в бюджет, поступление таких средств на счет учреждения в 2018 году отразится следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили средства из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели | 11000000000000000 | 11000000000000180 | 8 000 |
Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183) |
* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.
Возврат целевой субсидии при выявлении нарушений в ее использовании
Еще одно основание для возврата целевой субсидии в бюджет – выявление по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений в порядке ее использования, в частности, нецелевое использование субсидии.
Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
-
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
-
Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления названных нарушений.
Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).
Бухгалтерский учет. Операции по возврату в бюджет средств субсидий в случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования данных субсидий отражаются в бухгалтерском учете учреждений спорта следующими проводками (п. 152, 133 Инструкции № 174н, п. 180, 161 Инструкции № 183н, Письмо Минфина РФ от 07.02.2017 № 02-06-10/6527):
Бюджетные учреждения | Автономные учреждения | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий | |||
11000000000000180 | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 11000000000000180 |
Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета | |||
11000000000000180 | 11000000000000000 | 11000000000000180 | 11000000000000000 |
* Код 183 КОСГУ применяется с 2018 года.
Пример 4.
В 2018 году в бюджетное учреждение (спортивная школа) поступила целевая субсидия в сумме 100 000 руб. По результатам проверки порядка ее использования было выявлено нарушение – нецелевое использование средств в сумме 7 000 руб. Средства, использованные не по назначению, были возвращены в бюджет. До момента проверки субсидия была израсходована частично.
В бухгалтерском учете учреждения операции по возврату средств будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет | 11000000000000000 | 11000000000000180 | 100 000 |
Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183) | |||
Начислена задолженность в сумме выявленных к возврату в бюджет денежных средств по результатам финансового контроля | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 7 000 |
Возращены средства субсидии в бюджет | 11000000000000180 | 11000000000000000 | 7 000 |
Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610) |
* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.
Как правило, нецелевое использование субсидий выявляется проверяющими по итогам полного расходования такой субсидии. Возникает вопрос: за счет каких средств возвращать в бюджет средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в данной ситуации?
Отсутствие средств субсидии не отменяет обязанность учреждения по возврату в бюджет части субсидии, использованной не по целевому назначению. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 15.12.2017 № 02-07-10/84803, для возврата учреждения могут привлечь средства, полученные от приносящей доход деятельности. В том же письме приведены проводки по отражению возврата средств субсидии в случае выявления их нецелевого использования. Рассмотрим эти проводки на примере.
Пример 5.
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что целевая субсидия на момент проверки была израсходована полностью. В связи с этим для возврата нецелевых средств были привлечены собственные доходы учреждения.
С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ № 02-07-10/84803, операции по возврату отражаются следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена задолженность в сумме выявленных к возврату в бюджет денежных средств по результатам финансового контроля | 11000000000000180 | 11000000000000180 | 7 000 |
Отражен возврат учреждением целевой субсидии, восстановленной в сумме денежных средств нецелевого использования, выявленного по результатам финансового контроля, за счет привлеченных средств учреждения от приносящей доход деятельности | 11000000000000180 | 11000000000000000 | 7 000 |
Отражен возврат средств субсидии в бюджет | 11000000000000000 | 11000000000000000 | 7 000 |
Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610) |
Привлечение собственных доходов учреждения в целях погашения задолженности перед бюджетом рассматривается также в Письме Минфина РФ от 15.08.2016 № 02-05-10/47664. Причем в нем приводятся несколько иные проводки для отражения указанных операций. Рассмотрим их:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Начислены обязательства по перечислению части денежных средств в доход бюджета (в сумме выявленного нецелевого использования денежных средств) | 11000000000000853 | 11000000000000853 |
Перечислены денежные средства в доход бюджета в счет исполнения принятых обязательств | 11000000000000853 | 11000000000000000 |
При отражении операций по возврату в бюджет целевой субсидии за счет привлечения средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные (автономные) учреждения могут воспользоваться указанными выше разъяснениями Минфина либо разработать свой порядок отражения операций. В любом случае такой порядок необходимо закрепить в учетной политике.
* * *
Основные причины для возврата целевых субсидий в бюджет:
-
наличие неиспользованного остатка субсидии, потребность в дальнейшем использовании которого отсутствует;
-
выявление по результатам государственного (муниципального) контроля нарушений в порядке использования такой субсидии (например, выявление нецелевого использования средств).
В первом случае порядок отражения операций по возврату целевой субсидии прямо установлен в инструкциях № 174н, 183н. Во втором – корреспонденция счетов доведена лишь разъясняющими письмами Минфина. Причем финансовое ведомство приводит несколько вариантов отражения операций. Какой из них выбрать, должны решить учреждения.