Автор: А. Павелин

Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 10/2016

О том, какие нарушения выявляются в ходе контроля за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, рассказал наш эксперт.

Автономные учреждения здравоохранения при осуществлении закупок товаров, работ или услуг обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона № 223-ФЗ[1]. Бюджетные учреждения должны осуществлять закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно Закону о контрактной системе[2]. Исключениями являются случаи, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 15 данного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. В статье рассмотрим наиболее распространенные нарушения, выявляемые в ходе контроля за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями Федерального закона № 223-ФЗ.

Нарушения при организации и планировании закупок

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ для осуществления закупок в соответствии с положениями указанного закона автономные и бюджетные учреждения здравоохранения обязаны:

  • разработать положение о закупках на основании ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ;
  • опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ, на котором приводится информация о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Отметим, что положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ).

Принятое учреждением здравоохранения положение о закупках в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.

Необходимо отметить: если согласно БК РФ или иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, передают свои полномочия по осуществлению закупок на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных им полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ должны осуществляться на основании плана закупок на срок не менее одного года.

В плане закупок приводятся сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. При этом в план закупок с учетом ч. 15 ст. 4 названного закона не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну, при условии что данные сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или проекте договора, а также информация о закупке, по которой Правительством РФ принято решение согласно ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ. Кроме того, в плане закупок с учетом ч. 15 ст. 4 закона могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб. – сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе (ЕИС) на период от пяти до семи лет. План закупок товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством РФ исходя из п. 2 ч. 8.2 ст. 3 обозначенного закона, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у данных субъектов.

План закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, установленных Правительством РФ согласно п. 1, 2 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденным заказчиком перечнем товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

План закупок товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ согласно п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ, должен содержать перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства, в годовом объеме, определяемом Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом.

Напомним, что критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупок такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности. На основании указанных критериев учреждением должны быть разработаны и утверждены:

  • перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, соответствующих критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ положение о закупках утверждается:

  • наблюдательным советом автономного учреждения – если в роли заказчика выступает автономное учреждение;
  • органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, – если заказчиком является государственное (муниципальное) бюджетное учреждение.

Порядок утверждения и согласования положения о закупках устанавливает учредитель.

При составлении положения о закупках медицинское учреждение вправе использовать типовое положение, разрабатываемое учредителем. Так, типовое положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава РФ от 10.02.2014 № 22-5/10/2-855 «О Положениях о закупках товаров, работ, услуг».

Осуществление закупок в соответствии с Законом о контрактной системе

Как мы уже отмечали, бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных ст. 15 данного закона. Во всех остальных случаях они обязаны руководствоваться нормами этого закона.

Что же касается автономных учреждений, в силу ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет этих средств на них распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в п. 1 – 3 ч. 1 ст. 1 данного закона.

Если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления передают свои полномочия по осуществлению закупок на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) автономным учреждениям здравоохранения, последние в пределах переданных им полномочий осуществляют от лица указанных органов закупки товаров, работ, услуг согласно положениям Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе).

В силу ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупок товаров, работ, услуг в случае, если они должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в ином порядке влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Несоблюдение установленных требований при составлении документации о закупке

В соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны в том числе следующие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупках способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Сведения, которые должны содержаться в документации о закупке, поименованы в ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Несоблюдение предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Также к указанной группе нарушений можно отнести предъявление требований к участникам закупок, закупаемым товарам, работам, услугам и (или) условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Пунктом 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что заказчикам необходимо указать в документации о закупке в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия установленным требованиям, требования к описанию участниками закупки предмета договора, а также иные требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам и условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам и условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к ее участникам.

Учреждение самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими, с учетом положений действующего законодательства РФ.

Необходимо отметить, что предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, закупаемым товарам, работам, услугам и (или) условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, влекут наложение административного штрафа (ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 2 000 до 3 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Нарушения при выборе способа осуществления закупки

Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ в положении о закупках могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы осуществления закупок. При этом учреждение обязано установить в положении о закупках порядок проведения закупок указанными способами.

Наиболее характерным примером данной группы нарушений являются случаи осуществления закупки иным способом, если такая закупка должна производиться в электронной форме.

Напомним, что Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. Согласно п. 2 указанного нормативного акта закупка товаров, работ и услуг, включенных в данный перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ не подлежит размещению на официальном сайте в Интернете для публикации информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупках, предусмотренным ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ.

Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что если указанное нарушение совершит лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, на него будет наложен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или оно будет дисквалифицировано на срок от шести месяцев до года. В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым названному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Неразмещение информации о закупках в ЕИС

В соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ автономные и бюджетные учреждения здравоохранения обязаны размещать в ЕИС следующую информацию:

1. положение о закупках, а также изменения, вносимые в него;

2. план закупок товаров, работ, услуг, а также поправки к нему;

3. план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также изменения к нему;

4. информацию о закупке (а также изменения, вносимые в нее), в том числе:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке и разъяснения к ней;
  • проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;

5. сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам:

  • закупки товаров, работ, услуг;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительством РФ приняты решения в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ;
  • закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая сведения о количестве, общей стоимости договоров, предусматривающих осуществление закупок конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом согласно п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ;

6. иную информацию, размещение которой в ЕИС предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ и положением о закупках, за исключением случаев, установленных ч. 15 и 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Для справки

Порядок размещения названных сведений и информации в ЕИС установлен Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее – Порядок № 908).

Согласно п. 4 Порядка № 908 информация о закупке размещается в ЕИС только после подписания документа, содержащего указанную информацию, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в ЕИС информации от имени автономного учреждения. Изменение опубликованной в ЕИС информации о закупке осуществляется с размещением документа, содержащего перечень внесенных поправок.

Необходимо отметить, что неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.

Федеральным законом № 223-ФЗ установлены следующие требования к срокам размещения информации в ЕИС:

1. изменения, вносимые в положение о закупках, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4);

2. извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3);

3. если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с прописанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4);

4. изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных поправок, представления названных разъяснений. Если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных поправок до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее 15 дней (ч. 11 ст. 4);

5. протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4);

6. не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, необходимо размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам (ч. 19 ст. 4):

  • закупки товаров, работ, услуг;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительством РФ приняты решения в соответствии с ч. 16 ст. 4;
  • закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Начиная с 01.01.2016 указанная информация должна также включать в себя сведения о количестве, общей стоимости договоров, предусматривающих осуществление закупки конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у данных субъектов в годовом объеме, устанавливаемом в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3.

Кроме того, отметим, что согласно требованиям п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ учреждения размещают в ЕИС план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее одного года.

План закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается в ЕИС на период от пяти до семи лет.

Таким образом, положения обозначенного закона являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок и план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

При этом в соответствии с Правилами формирования плана закупок товаров (работ, услуг), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, в плане закупок могут не отражаться сведения о закупках товаров (работ, услуг), если их стоимость не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб. – сведения о закупках товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.

В связи с этим, если закупки лекарственных средств не превысили указанные суммы, учреждение публикует пустой план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (Письмо Минэкономразвития РФ от 22.05.2015 № Д28и-1315).

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ, за исключением случаев, названных в ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб. Кроме того, нарушение установленных Федеральным законом № 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупок товаров, работ, услуг, заказчиком влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

* * *

Как мы могли убедиться, список нарушений, допускаемых учреждениями здравоохранения при проведении процедур размещения заказов, довольно обширен. При этом совершение большинства из них влечет привлечение учреждения к ответственности и применение к нему санкций. Надеемся, что наша статья поможет вам избежать финансовых потерь в случае проведения проверки контрольными органами.


[1]Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

[2]Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд