Гость номера - Павел Пупасов, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» №1/2013

За последнее время в Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) было внесено немало поправок. На что они были направлены, и как будет совершенствоваться главный документ участников бюджетного процесса в дальнейшем - рассказывает наш эксперт.

Какого рода изменения внесены в БК РФ в 2012 г., с какой целью это сделано? Какие из них вступают в силу с 1 января 2013 г.?

- В 2012 г. вступил в силу ряд федеральных законов, которые внесли изменения (дополнения) в БК РФ. Отметим основные новации.

Так, кодексом установлены новые и изменены старые нормативы распределения доходов бюджетов. Правовым основанием явились принятые федеральные законы, устанавливающие новые источники доходов, а также разграничивающие полномочия между Российской Федерацией и субъектами РФ.

В целях принятия федеральных законов, устанавливающих новые источники доходов бюджетов и вступающих в силу в очередном финансовом году, после внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в БК РФ до 1 января 2013 г. было приостановлено действие п. 2 ст. 53, п. 2 ст. 59, ст. 64 и п. 2 ст. 174.1. Указанные положения устанавливают, что законы (решения) изменяющие законодательство о налогах и сборах, а также законодательство, регулирующее бюджетные отношения, которые приводят к изменению доходов бюджетов и вступают в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в законодательный (представительный) орган публично-правового образования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Также ранее действовала норма, что исковая давность, установленная ГК РФ, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие из отношений, предусмотренных ст. 93.4 БК РФ. Однако постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 20-П было указано на неправильность правовой нормы. На основании данного постановления в БК РФ были внесены изменения, согласно которым на бюджетные отношения, предусмотренные ст. 93.4, применяется срок исковой давности (5 лет).

Планируются ли еще какие-либо изменения (дополнения) в БК РФ?

- В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении (принят в первом чтении) проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации». Проект нацелен на развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля, что необходимо для повышения качества управления общественными финансами.

Основными направлениями являются:

  • организация действенного контроля за эффективным использованием бюджетных средств;
  • введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • разграничение полномочий между органами государственного (муниципального) финансового контроля;
  • уточнение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
  • исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов;
  • определение на законодательном уровне методов и объектов государственного (муниципального) финконтроля;
  • приведение системы контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
  • установление мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства РФ.

Также проводится работа по подготовке правовой базы на законодательном уровне (проекты федеральных законов о внесении изменений в БК РФ) в целях перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа.

В связи с этим предлагается внести изменения (дополнения) в БК РФ по следующим направлениям:

  • формирование государственных (муниципальных) программ;
  • совершенствование бюджетной классификации Российской Федерации;
  • составление и утверждение бюджетов в программном формате;
  • бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
  • исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности.

Какие положения БК РФ вызывают больше всего споров при применении их учреждениями?

- В целом положения кодекса не создают неопределенности при реализации их учреждениями - участниками бюджетного процесса. В то же время, в БК РФ существуют положения, при реализации которых возникают трудности. Например, определение типа бюджета публично-правового образования, куда необходимо перечислить штрафы (пени, неустойки), налагаемые в соответствии с законодательством РФ.

Зачастую специалисты, работающие с кодексом, не понимают его положений из-за сложного изложения текста. Дело в том, что при формировании и согласовании проектов федеральных законов о внесении изменений в БК РФ очень сильно правится текст. На стадии подписания этих проектов тексты первой и последней редакций серьезно отличаются друг от друга.

Кроме того, проекты федеральных законов о внесении изменений в БК РФ готовятся специалистами в области общественных финансов, которые не обладают как юридическими навыками, в частности, в области бюджетного права, так и практическими навыками в области общественных финансов.

Вместе с тем в БК РФ существуют положения, которые противоречат как внутренним нормам кодекса, так и другим нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные отношения (так называемые правовые коллизии).

В чем выражается противоречие БК РФ с другими нормативными правовыми актами?

  • Например, в ст. 6 БК РФ указано, что получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления (муниципальный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом и казенное учрежде­ние, если иное не предусмотрено кодексом.

Однако Законом № 83-ФЗ 1 предусмотрено, что получателем бюджетных средств может являться бюджетное учреждение. Те есть образовалась правовая коллизия между БК РФ и Законом № 83-ФЗ.

Таким образом, назвать БК РФ совершенным документом на сегодняшний день нельзя?

  • К сожалению, БК РФ далеко не совершенен. Это объясняется тем, что он написан сложным языком, который во многих случаях непонятен специалистам, работающим с общественными финансами. Кроме того, в нем существуют правовые коллизии.

В настоящее время проводится работа по подготовке новой редакции кодекса, чтобы исключить эти недоработки.