Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, третий год подряд должны выполнять квоты на закупку отечественной продукции – такая обязанность введена с 2021 года. С тех пор размеры большинства квот постепенно увеличивались, а с 2023 года стали постоянными. Что изменилось в регулировании квотируемых закупок?
Перечень квотируемой продукции и обязательные доли ее закупки закреплены в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013, которое Правительство РФ утвердило во исполнение п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Сейчас действуют доработанная редакция перечня и измененные квоты. Это важно учесть заказчикам (в том числе автономным учреждениям) при выстраивании своей закупочной деятельности.
Рассмотрим обновленные законодательные требования, касающиеся выполнения квот на отечественные товары, и основные этапы работы по их выполнению.
Поправки в перечень квотируемой продукции внесены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2023 № 318. Они начали действовать 1 марта 2023 года и не применяются к закупкам, начатым до названной даты, а также к договорам, информация о которых включена в реестр договоров до этой даты. А с марта квотируемые закупки уже должны осуществляться в соответствии с новыми требованиями.
Это означает, что заказчикам при выполнении квот надо ориентироваться на расширенную номенклатуру наименований: в отношении ряда товаров, ранее не включенных в перечень квотируемой продукции, теперь тоже надо достигать обязательных долей.
Впрочем, при доработке перечня законодатели не ограничились добавлением новых позиций. Некоторые наименования были исключены, а по отдельным позициям минимальную долю повысили либо понизили.
Приведем ряд наименований, которые имеют отношение к сферам деятельности автономных учреждений.
|
Наименование товара |
Код по ОКПД 2 |
Доля с 2023 года, % |
|
Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые |
22.19.60.113 |
20 (ранее не было) |
|
Аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей |
26.30.22 |
0 (вместо 1) |
|
Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях) |
26.30.23 |
50 (ранее не было) |
|
Телевизоры цветного изображения с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью |
26.40.20.122 |
80 (ранее не было) |
|
Видеокамеры |
26.40.33.110 |
70 (ранее не было) |
|
Томографы компьютерные |
26.60.11.111 |
30 (вместо 75) |
|
Электрокардиографы |
26.60.12.111 |
60 (ранее не было) |
|
Томографы магнитно-резонансные |
26.60.12.131 |
0 (вместо 50) |
|
Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки |
27.40.39 |
90 (ранее не было) |
|
Велосипеды спортивные |
30.92.10.120 |
0 (вместо 90) |
|
Арфы |
32.20.12.125 |
0 (вместо 10) |
|
Инструменты электромузыкальные адаптиризованные струнные щипковые |
32.20.14.120 |
0 (вместо 50) |
|
Оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах |
32.30.14.120 |
0 (вместо 37) |
Минимальные доли с 2023 года действуют бессрочно. Квот, отдельно установленных на каждый календарный год, теперь нет.
Как сказано в п. 2 Постановления № 2013, по квотам закупаются товары, включенные:
-
в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
-
в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
-
в евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕАЭС.
Выполнение квот обязательно для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ. На это указано в Письме Минфина России от 15.01.2021 № 24-03-07/1390 (далее – Письмо № 24-03-07/1390). Данное требование призвано повысить объемы закупок российской продукции и поспособствовать импортозамещению.
В силу п. 1 Постановления № 2013 минимальная доля определяется в процентном отношении к объему закупок соответствующего товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), проведенных заказчиком в отчетном году. Как разъяснил Минфин в Письме № 24-03-07/1390, нужно ориентироваться на указанный в перечне код товара по ОКПД 2. Доля квотируемых закупок рассчитывается как отношение стоимости отечественных товаров, поставленных в отчетном году по соответствующему коду ОКПД 2, к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду.
Таким образом, доработка законодателями перечня квотируемой продукции влечет за собой пересмотр заказчиками планов, составленных на текущий год, и уточнение конкретных закупочных процедур. Если окажется, что товар исключен из перечня (квота сведена к нулю), его можно свободно выбирать из отечественных и иностранных аналогов. Если же продукция, наоборот, попала в перечень либо минимальная доля по ней повышена, это необходимо учесть на этапах планирования, а также подготовки закупочной документации.