Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, третий год подряд должны выполнять квоты на закупку отечественной продукции – такая обязанность введена с 2021 года. С тех пор размеры большинства квот постепенно увеличивались, а с 2023 года стали постоянными. Что изменилось в регулировании квотируемых закупок?

Перечень квотируемой продукции и обязательные доли ее закупки закреплены в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013, которое Правительство РФ утвердило во исполнение п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Сейчас действуют доработанная редакция перечня и измененные квоты. Это важно учесть заказчикам (в том числе автономным учреждениям) при выстраивании своей закупочной деятельности.

Рассмотрим обновленные законодательные требования, касающиеся выполнения квот на отечественные товары, и основные этапы работы по их выполнению.

Поправки в перечень квотируемой продукции внесены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2023 № 318. Они начали действовать 1 марта 2023 года и не применяются к закупкам, начатым до названной даты, а также к договорам, информация о которых включена в реестр договоров до этой даты. А с марта квотируемые закупки уже должны осуществляться в соответствии с новыми требованиями.

Это означает, что заказчикам при выполнении квот надо ориентироваться на расширенную номенклатуру наименований: в отношении ряда товаров, ранее не включенных в перечень квотируемой продукции, теперь тоже надо достигать обязательных долей.

Впрочем, при доработке перечня законодатели не ограничились добавлением новых позиций. Некоторые наименования были исключены, а по отдельным позициям минимальную долю повысили либо понизили.

Приведем ряд наименований, которые имеют отношение к сферам деятельности автономных учреждений.

Наименование товара

Код по ОКПД 2

Доля с 2023 года, %

Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые

22.19.60.113

20 (ранее не было)

Аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей

26.30.22

0 (вместо 1)

Аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приема речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях)

26.30.23

50 (ранее не было)

Телевизоры цветного изображения с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью

26.40.20.122

80 (ранее не было)

Видеокамеры

26.40.33.110

70 (ранее не было)

Томографы компьютерные

26.60.11.111

30 (вместо 75)

Электрокардиографы

26.60.12.111

60 (ранее не было)

Томографы магнитно-резонансные

26.60.12.131

0 (вместо 50)

Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки

27.40.39

90 (ранее не было)

Велосипеды спортивные

30.92.10.120

0 (вместо 90)

Арфы

32.20.12.125

0 (вместо 10)

Инструменты электромузыкальные адаптиризованные струнные щипковые

32.20.14.120

0 (вместо 50)

Оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах

32.30.14.120

0 (вместо 37)

Минимальные доли с 2023 года действуют бессрочно. Квот, отдельно установленных на каждый календарный год, теперь нет.

Как сказано в п. 2 Постановления № 2013, по квотам закупаются товары, включенные:

  • в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;

  • в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;

  • в евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕАЭС.

Выполнение квот обязательно для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ. На это указано в Письме Минфина России от 15.01.2021 № 24-03-07/1390 (далее – Письмо № 24-03-07/1390). Данное требование призвано повысить объемы закупок российской продукции и поспособствовать импортозамещению.

В силу п. 1 Постановления № 2013 минимальная доля определяется в процентном отношении к объему закупок соответствующего товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), проведенных заказчиком в отчетном году. Как разъяснил Минфин в Письме № 24-03-07/1390, нужно ориентироваться на указанный в перечне код товара по ОКПД 2. Доля квотируемых закупок рассчитывается как отношение стоимости отечественных товаров, поставленных в отчетном году по соответствующему коду ОКПД 2, к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду.

Таким образом, доработка законодателями перечня квотируемой продукции влечет за собой пересмотр заказчиками планов, составленных на текущий год, и уточнение конкретных закупочных процедур. Если окажется, что товар исключен из перечня (квота сведена к нулю), его можно свободно выбирать из отечественных и иностранных аналогов. Если же продукция, наоборот, попала в перечень либо минимальная доля по ней повышена, это необходимо учесть на этапах планирования, а также подготовки закупочной документации.