Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как бюджетному учреждению работать по социальному сертификату? В каком порядке осуществляется финансовое обеспечение затрат, понесенных при оказании услуг по сертификату?

Ответ:

Согласно п. 7 ст. 2 Закона № 189-ФЗ социальный сертификат – это именной документ, удостоверяющий:

1) право потребителя получить услугу в определенном объеме и на определенных условиях, а также (в установленных нормативными актами случаях) определенного качества;

2) право исполнителя получить из соответствующего бюджета средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием услуги.

Сертификат выдается преимущественно в электронной форме, хотя может быть и бумажным – если это предусмотрено федеральными законами (ч. 1 ст. 20 Закона № 189-ФЗ).

После того, как потребитель обратился в учреждение за услугой и предъявил сертификат, начинается основная работа – как по предоставлению услуги, так и по документальному сопровождению процесса. Общая последовательность действий учреждения такова.

1. Принять социальный сертификат к погашению. Учреждение не вправе отказать обладателю сертификата – пока не будет достигнут предельный объем услуги, заявленный при включении в реестр исполнителей услуг (ч. 15 ст. 9 Закона № 189-ФЗ).

2. Заключить с потребителем договор об оказании услуг. Это нужно делать в тех случаях, когда уполномоченный орган (обычно орган-учредитель) принял решение о необходимости заключения исполнителем услуг такого договора с потребителем (ч. 4 ст. 21 Закона № 189-ФЗ). Форма и условия договора должны быть определены соглашением, заключаемым по результатам отбора исполнителей.

К сведению: Минфин разработал проект приказа (проект размещен на официальном портале regulation.gov.ru, ID проекта 01/02/12-22/00133990), в котором приведена типовая форма соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей. Одно из приложений типовой формы – рекомендуемый образец договора об оказании услуг. Правда, на момент подготовки статьи документ принят не был.

Еще один случай, когда договор с потребителем заключать необходимо, – обладатель социального сертификата получает услугу в объеме сверх того, что установлено сертификатом, либо с улучшенным качеством, превышающим стандарт оказания услуги. Разницу в стоимости потребитель возмещает за счет собственных средств и в соответствии с заключенным договором (ч. 5 ст. 20 Закона № 189-ФЗ).

3. Внести недостающую информацию в социальный сертификат. После его предъявления потребителем учреждению потребуется заполнить некоторые разделы. Например, вписать сведения об исполнителе, оказывающем услугу по сертификату, реквизиты заключенного договора (если уполномоченный орган принял решение о необходимости его заключения). Указать также нужно итоги предоставления услуги (скажем, фактический объем ее оказания).

Какие именно сведения вносятся в сертификат, детально прописано в Постановлении № 1915.

4. Заключить с уполномоченным органом (органом-учредителем) соглашение о финансовом обеспечении затрат, связанных с оказанием услуг в соответствии с сертификатом. Это общее правило п. 1 ч. 6 ст. 9 Закона № 189-ФЗ. Оно ориентировано на любых исполнителей услуг – все зависимости от их организационно-правовой формы. Между тем для учреждений есть свои особенности.

Участие учреждения в исполнении соцзаказа всегда оформляется как исполнение государственного (муниципального) задания (кроме случаев, когда учреждение подведомственно органу власти иного публично-правового образования). Здесь не имеет значения, какой способ выбран на уровне субъекта РФ или муниципалитета для передачи исполнителям установленного объема услуг: посредством заданий, социальных сертификатов либо организации конкурса.

Дополнительный объем услуги, полученный в результате погашения в учреждении сертификата, включается в государственное (муниципальное) задание, и с учреждением подписывается соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания (ч. 7 ст. 9 Закона № 189-ФЗ). Как правило, соглашение заключается до начала очередного финансового года, на который выдается задание.

На практике при формировании задания и финансовом обеспечении затрат, понесенных при оказании услуг по сертификату, применяются два подхода.

Один актуален для случаев, когда утвержденный соцзаказ предусматривает два способа оказания той или иной услуги – выдачу учреждениям задания и погашение социальных сертификатов. На первый объем услуг учреждение сразу получает задание, которое затем увеличивается на объем предъявленных к погашению социальных сертификатов. Пропорционально достигнутому объему услуг изменяется и размер субсидии на выполнение задания.

Второй подход используется тогда, когда в соцзаказе в отношении конкретной услуги предусмотрено только погашение сертификата. Учреждению и здесь доводится задание, а его предварительный объем рассчитывается исходя из прогноза по предъявлению социальных сертификатов. Затем этот объем уточняется с учетом фактических данных (квартальных или месячных), на основе которых корректируется и размер субсидии.

Периодичность оплаты оказания услуг по социальным сертификатам определяется в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания – в соответствии с установленным в нем графиком перечислений.

Таким образом, для бюджетного учреждения финансирование работы по социальным сертификатам ничем не отличается от финансового обеспечения задания. В обоих случаях выделяется субсидия на его выполнение, размер которой при необходимости уточняется на основании бюджетного законодательства.