Автор: Фролов С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Приказом от 07.09.2022 № 136н Минфин уточнил процедуры составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) федеральных бюджетных и автономных учреждений. Что изменилось? Рассмотрим основные корректировки. Изменения коснулись всех разделов Порядка составления плана ФХД, утвержденного Приказом Минфина России от 17.08.2020 № 168н, а также его приложений.
Общие положения. О просроченной «кредиторке»
Согласно изменениям, внесенным в п. 4 Порядка составления плана ФХД, план для федерального бюджетного учреждения утверждается:
-
уполномоченным лицом этого БУ – если решением органа-учредителя не установлен иной порядок утверждения плана;
-
уполномоченным лицом органа-учредителя – в случае наличия у учреждения на последнюю установленную дату представления бухгалтерской отчетности, предшествующую дате утверждения плана ФХД (внесения изменений в план ФХД), просроченной кредиторской задолженности.
Обратите внимание на новшество, касающееся просроченной кредиторской задолженности. В отношении автономного учреждения изменений в данном пункте нет – план утверждает руководитель учреждения после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом.
План ФХД содержит показатели поступлений и выплат на текущий финансовый год и плановый период – такова новая редакция п. 6 Порядка составления плана ФХД. Напомним: до вступления в силу изменений эта статья гласила, что план ФХД составляется на очередной финансовый год и плановый период и действует в течение срока действия федерального закона о федеральном бюджете.
Также признан утратившим силу абз. 3 п. 6 Порядка составления плана ФХД, указывающий, что план ФХД вновь созданного учреждения составляется на текущий финансовый год и плановый период. Однако это не означает отмену данного требования. Оно перенесено в п. 10 Порядка составления плана ФХД.
Составление плана ФХД – и сразу же сведения о ежемесячных поступлениях и выплатах
Детально рассмотрим п. 10 Порядка составления плана ФХД в новой редакции, поскольку в нем достаточно много изменений.
Во-первых, более структурированно прописан алгоритм составления проекта плана ФХД.
Сроки составления проекта плана ФХД определяет орган-учредитель.
Учреждение в сроки, предусмотренные порядком составления плана ФХД органа-учредителя, составляет проект плана ФХД:
-
уточняет (при необходимости) показатели поступлений и выплат планового периода, содержащихся в утвержденном плане;
-
формирует планируемые показатели поступлений и выплат второго года планового периода.
План ФХД вновь созданного учреждения создается на текущий финансовый год и плановый период.
Учреждение составляет проект плана ФХД (вносит изменения в план ФХД) на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат, являющихся неотъемлемой частью такого плана. Их формирование осуществляется в соответствии с гл. IV Порядка составления плана ФХД (рекомендуемые образцы приведены в приложении 2 к Порядку составления плана ФХД).
Учреждение указывает информацию о помесячной детализации показателей поступлений и выплат, включенных в план ФХД, в сведениях о поступлениях и выплатах (рекомендуемый образец приведен в приложении 3 к Порядку составления плана ФХД).
Не изменилась часть пункта, согласно которой учреждение составляет проект плана ФХД с учетом планируемых объемов субсидий, грантов, доходов от иной приносящей доход деятельности и иных доходов от оказания услуг или выполнения работ сверх госзадания, а также с учетом расходов, связанных с осуществлением деятельности.
Из требований убрали привязку проекта плана ФХД к дате формирования проекта о бюджете на очередной год. Исключено условие, по которому в целях составления проекта плана ФХД учредитель в информационной системе формирует проект госзадания и проект соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях доведения до учреждения информации о планируемых к предоставлению из федерального бюджета объемах субсидий.
То есть учредители смогут не ориентироваться на дату, когда сообщают учреждениям информацию об объемах финансирования из бюджета. Вышестоящим органам будет не обязательно формировать для этих целей проекты госзаданий, соглашений о субсидиях.
Пункт 11 Порядка составления плана ФХД в новой редакции стал значительно короче: обоснования (расчеты) плановых показателей, формируемые при составлении проекта плана ФХД, в случае утверждения плана учредителем рассматриваются им одновременно с проектом плана в соответствии с п. 12–14 Порядка составления плана ФХД. Убраны дублирующая информация и привязка к сообщению о планируемых к предоставлению из федерального бюджета объемах субсидий.
Проект плана ФХД, подписанный уполномоченным лицом учреждения, не позднее одного рабочего дня после дня подписания направляется органу-учредителю – это правило, закрепленное в п. 12 Порядка составления плана ФХД, осталось, но с добавлением следующего условия: проект направляется в случае утверждения плана ФХД уполномоченным лицом органа-учредителя.
Из пункта 15 Порядка составления плана ФХД исключено условие о том, что проект плана ФХД уточняется после принятия закона о федеральном бюджете. То есть проект (план) при необходимости уточняется учреждением на основании уточненной информации о планируемых к предоставлению объемах субсидий (грантов) только после формирования соглашений о предоставлении субсидий (грантов).
Если план ФХД утверждает учредитель, уточненный учреждением проект плана ФХД рассматривается и утверждается в соответствии с п. 12–14 Порядка составления плана ФХД. Ранее рассмотрение и утверждение должно было соответствовать и п. 11, но после исключения из него дублирующей информации упоминание его стало ненужным.
Согласно корректировке п. 16 Порядка составления плана ФХД план подлежит утверждению до начала очередного финансового года. Обратите внимание: и здесь исключена привязка к заключению соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий на очередной финансовый год и плановый период. То есть срок утверждения плана учредители смогут установить независимо от даты, когда заключают соглашения о субсидиях
Ведение плана ФХД: как менять показатели
Учредители сами определят срок, в который можно изменить утвержденные показатели плана ФХД, и порядок изменения – это следует из обновленного абз. 2 п. 19 Порядка составления плана ФХД. Изменение показателей плана в случае его утверждения учредителем осуществляется в соответствии с п. 12–14 Порядка составления плана ФХД.
Показатели плана ФХД по выплатам после внесения в них изменений не могут превышать объем плановых поступлений, с учетом остатка на начало текущего финансового года – это новый абзац в п. 20 Порядка составления плана ФХД.
Учреждение в целях внесения изменений в показатели плана в случаях, предусмотренных п. 22 Порядка составления плана ФХД, уточняет соответствующие сведения о поступлениях и выплатах. Иными словами, при изменении утвержденных показателей без корректировки обоснований сведения будут уточняться.
Сейчас учреждение, изменяющее показатели плана ФХД, должно формировать сведения о движении денежных средств. То есть впервые формируют указанные сведения тогда, когда исправляют плановые показатели.
Составление и ведение обоснований (расчетов) плановых показателей – при составлении и проекта, и самого плана ФХД
Обоснования (расчеты) плановых показателей формируются учреждением при составлении не только проекта плана ФХД, но, как уточнен п. 25 Порядка составления плана ФХД, и самого плана ФХД на второй год планового периода и при необходимости исправления показателей плана на очередной год и плановый период.
Что же касается обоснований (расчетов) плановых показателей выплат текущего финансового года, они подлежат уточнению в части размера принятых и не исполненных на начало текущего финансового года обязательств после составления и утверждения учреждением годовой бухгалтерской отчетности. Это условие формирования обоснований внесено в п. 26 Порядка составления плана ФХД.
При расчете доходов следует учитывать новое требование из п. 27 Порядка составления плана ФХД. Если показатели поступлений в очередном финансовом году и в соответствующем году планового периода меняются более чем на 20% по сравнению с отчетным, то учредителю направляются объяснения причин указанных изменений.
В пункте 51 Порядка составления плана ФХД, согласно внесенным изменениям, расчеты расходов на закупку товаров, работ, услуг должны будут соответствовать в части планируемых выплат (в действующей редакции расчеты соответствуют в части планируемых к заключению договоров (контрактов)) также показателям по закупкам, которые согласно п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932) не включаются в план закупок.
* Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
** Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Расчет расходов на осуществление капитальных вложений, как и прежде, производится по каждому уникальному коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества. Но обратите внимание на то, что код согласно изменениям п. 52 Порядка составления плана ФХД присваивается в информационной системе, а не формируется в порядке, установленном Минфином. И еще: данное положение касается только расчета расходов на капитальные вложения, источником финансового обеспечения которых являются соответствующие субсидии.
Изменения в приложениях
Изменения в приложениях к Порядку составления плана ФХД отражают корректировки основного документа.
Поскольку проект плана ФХД не обязательно согласовывать с учредителем, реквизит для таких отметок уберут из рекомендуемой формы документа.
Изменен ряд рекомендуемых форм обоснований. Так, в шаблонах по доходам появились справочные таблицы, с помощью которых следует подсчитывать процент изменения показателей по сравнению с отчетным годом. Корректировка связана с введенной обязанностью учреждений пояснять значительные отклонения.
В рекомендуемую форму плана ФХД внесут строку для отражения показателей по КВР 880. Также добавят примерный шаблон для обоснования выплат по этому коду.
Есть и другие изменения и уточнения, но незначительные.