Автор: Малова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вопрос:
Учредитель утвердил федеральному автономному учреждению спорта государственное задание на оказание государственных услуг на текущий финансовый год. Вправе ли учредитель сократить финансирование учреждения в течение финансового года, не внося изменений в государственное задание?
Ответ:
Общие правила изменения государственного (муниципального) задания
Порядок формирования государственного (муниципального) задания, его финансового обеспечения, а также требования к содержанию и показателям государственного (муниципального) задания установлены ст. 69.2 БК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 69.2 БК РФ порядок формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) для учреждений разных уровней формируется соответственно:
-
для федеральных учреждений – Правительством РФ;
-
для учреждений субъекта РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
-
для муниципальных учреждений – местной администрацией муниципального образования.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг может быть сформировано на срок:
-
до одного года – в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год;
-
до трех лет – в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Подпунктом 1 п. 5 ст. 69.2 БК РФ предусмотрено требование к порядку формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, на основании которого указанный порядок должен содержать правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания и отчета о его выполнении.
Таким образом, на основании норм, установленных БК РФ, правила изменения государственного (муниципального) задания должны быть определены в порядке формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг регионального (муниципального) уровня.
Отметим также, что в силу п. 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
По нашему мнению, это означает, что сокращение учредителем объема финансирования автономного учреждения возможно только после внесения корректировки в государственное (муниципальное) задание.
Правила изменения государственного задания федеральных учреждений спорта
Правила формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение) работ для федеральных государственных учреждений определены Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Постановление № 640).
Пунктом 6 гл. I «Формирование (изменение) государственного задания» Постановления № 640 установлено, что в случае внесения изменений в показатели государственного задания федеральных бюджетных и автономных учреждений спорта формируется новое государственное задание (с учетом внесенных изменений).
Отметим, что в государственном задании федерального учреждения спорта могут быть предусмотрены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных значений показателей качества и (или) объема (абз. 6 п. 3 Постановления № 640), при которых государственное задание федерального учреждения спорта будет считаться выполненным. При этом корректировка показателей указанных отклонений в текущем финансовом году не допускается, они могут быть изменены только при формировании государственного задания на очередной финансовый год.
Пример.
Государственным заданием ФГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по пулевой стрельбе № 87» определено:
выполнение в 2022 году показателя объема государственной услуги «Численность спортсменов» в количестве 38 человек;
выполнение в 2023 году показателя объема государственной услуги «Численность спортсменов» в количестве 39 человек;
выполнение в 2024 году показателя объема государственной услуги «Численность спортсменов» в количестве 40 человек;
допустимые (возможные) отклонения от установленных плановых показателей объема государственной услуги: 10,00%.
Государственное задание федерального учреждения спорта на 2022, 2023 и 2024 годы будет выполнено при соблюдении следующих условий:
Численность спортсменов2022 ≥ 38 – 38 х 10%,
Численность спортсменов2023 ≥ 39 – 39 х 10%,
Численность спортсменов2024 ≥ 40 – 40 х 10%.
При этом на основании абз. 6 п. 3 Постановления № 640 значение допустимого (возможного) показателя отклонения (10%) не может быть изменено в течение 2022 финансового года. Корректировка указанного показателя возможна только при формировании государственного задания на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Постановлением № 640 определены ситуации, в которых государственное задание федерального учреждения спорта подлежит обязательной корректировке:
Корректировка государственного задания обязательна |
Что корректируется |
Обоснование |
В случае изменения подведомственности федерального учреждения спорта |
Информация, включенная в ч. 3 государственного задания, в том числе в части уточнения положений о периодичности и сроках представления отчетов о выполнении государственного задания, сроках представления предварительного отчета о выполнении государственного задания, а также порядка осуществления контроля за выполнением государственного задания |
Абзац 4 п. 6 Постановления № 640 |
В случае реорганизации федерального государственного учреждения (слияние, присоединение, выделение, разделение) |
Государственное задание в части уточнения его показателей |
Абзац 5 п. 6 Постановления № 640 |
В случае если показатели, указанные в предварительном отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений) |
Государственное задание в соответствии с указанными в предварительном отчете показателями |
Абзац 1 п. 46 Постановления № 640 |
Обратите внимание: если данные, приведенные в отчете о выполнении государственного задания федерального бюджетного (автономного) учреждения спорта, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы), и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности (абз. 2 п. 46 Постановления № 640).
Напомним, что законодательство РФ не содержит правовых норм, устанавливающих обязанность возврата в бюджет остатка средств субсидии на государственное задание в случае исполнения государственного (муниципального) задания (письма Минфина России от 05.05.2022 № 02-06-10/41648, от 11.01.2013 № 02-13-10/28).
* * *
В заключение отметим, что уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетному учреждению спорта, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания (абз. 4 п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).