Автор: Ершов Ю., эксперт журнала

Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2022

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2022 № 665 (далее – Постановление № 665) утверждены особенности осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении ГРБС, РБС, ПБС. В статье осветим положения нового документа.

В отношении каких проверок действует мораторий?

Пунктом 1 Постановления № 665 установлен запрет на проведение в 2022 году Федеральным казначейством и его территориальными органами проверок деятельности ГРБС, РБС, ПБС, которые являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 266.1 БК РФ).

Речь идет о проверках по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю (п. 3 ст. 265, п. 1 ст. 269.2 БК РФ):

  • за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

  • за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

  • за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

  • за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

  • в сфере закупок, предусмотренному законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом мораторий не распространяется на проверки, осуществляемые по поручению Президента РФ, Правительства РФ, а также по требованию Генерального прокурора РФ, ФСБ и МВД РФ (п. 3 Постановления № 665).

Можно ли продлить срок исполнения выданных ранее представлений (предписаний) контролеров?

ГРБС, РБС, ПБС, в том числе являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, вправе представить в ОФК обращение о продлении срока исполнения представлений (предписаний) органов государственного (муниципального) финансового контроля, выданных до вступления в силу Постановления № 665. Решение об удовлетворении такого обращения принимается ОФК в течение десяти рабочих дней со дня его получения. При этом дата вновь устанавливаемого срока исполнения указанных представлений (предписаний) должна быть не ранее 1 января 2023 года (п. 2 Постановления № 665).

Что делать, если проверка уже началась?

Проверки деятельности ГРБС, РБС, ПБС, начатые до введения моратория, по решению органа государственного финансового контроля следует приостановить до 1 января 2023 года либо завершить в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу Постановления № 665 (п. 4 данного постановления).

Как быть с проверками на региональном и местном уровне?

Высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ, местным администрациям рекомендовано принять аналогичные меры, то есть ввести мораторий на проведение в 2022 году региональными и местными органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок в отношении ГРБС, РБС и ПБС, в том числе являющихся региональными и муниципальными заказчиками (п. 5 Постановления № 665).