Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Приказом Минфина России от 10.01.2022 № 3н внесены поправки в Порядок санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета , утвержденный Приказом Минфина России от 23.06.2020 № 119н (далее – Порядок № 119н ). В материале рассмотрим, какие нормы данного документа претерпели изменения.

Проверка перечня нормативных актов

Напомним, п. 4 Порядка № 119н установлено, что в целях формирования Федеральным казначейством перечня нормативных актов главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство информацию о нормативных актах, определенную пп. «б»–«д» п. 3 названного порядка. Такая информация включает:

1) наименование вида нормативного акта, его название, номер и дату;

2) вид денежных средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом (наименование вида поступлений);

3) направление расходования средств во временном распоряжении на основании нормативного акта;

4) аналитический код, соответствующий направлению расходования средств во временном распоряжении, согласно нормативному акту, принимающий следующие значения:

  • 01 – возврат денежных средств;

  • 02 – перечисление денежных средств по назначению;

  • 03 – перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

  • 11 – возврат денежных средств по уточненным реквизитам плательщика.

В случае принятия (издания) нормативного акта и (или) внесения в нормативный акт изменений главный распорядитель средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия (издания) и (или) изменения такого акта, представляет в Федеральное казначейство уточненную информацию о нормативном акте.

Уточнения

Согласно внесенным в п. 4 Порядка № 119н поправкам Федеральное казначейство осуществляет проверку представленной информации на соответствие положениям действующих нормативных правовых актов, а именно проверку вида действующего нормативного акта, его названия, номера и даты, вида денежных средств во временном распоряжении (наименования вида поступлений), направления расходования средств во временном распоряжении, на соответствие аналитического кода направлению расходования денежных средств во временном распоряжении.

В случае отрицательного результата проверки Федеральное казначейство не позднее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем представления информации о нормативных актах, направляет главному распорядителю средств федерального бюджета уведомление, содержащее дату и причину отказа во включении (актуализации) данной информации в перечень нормативных актов.

При положительном результате проверки Федеральное казначейство включает (актуализирует) информацию о нормативных актах в перечень нормативных актов не позднее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем представления данной информации.

Код нормативного акта, идентификатор платежа

Согласно п. 5 Порядка № 119н в новой редакции получатель средств федерального бюджета информирует плательщика о необходимости указания кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа, присвоенного Федеральной службой судебных приставов (далее – уникальный идентификатор платежа), в случае поступления средств, связанных с осуществлением предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве мер, в поле 22 «Код» платежного поручения, оформленного по каждому платежу в соответствии с п. 1.22 Положения ЦБ РФ от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» в валюте РФ, а также в документе по платежам, совершаемым в иностранной валюте.

Сведения об осуществлении операций

В силу п. 6 Порядка № 119н санкционирование расходов получателя средств федерального бюджета за счет средств во временном распоряжении производится на основании направленных получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства сведений об осуществлении операций со средствами во временном распоряжении, сформированных в соответствии с требованиями, установленными п. 8 названного порядка (далее – сведения об осуществлении операций) (рекомендуемый образец сведений приведен в приложении 2 к Порядку № 119н).

Согласно абз. 1 п. 7 Порядка № 119н в новой редакции сведения об осуществлении операций утверждаются в электронном виде или при отсутствии технической возможности на бумажном носителе руководителем (иным уполномоченным руководителем лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, руководителем (иным уполномоченным руководителем лицом) распорядителя средств федерального бюджета или получателя средств федерального бюджета в случае представления получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на утверждение сведений об осуществлении операций распорядителем или получателем средств федерального бюджета, оформленного в электронном виде или при отсутствии технической возможности в письменной форме на официальном бланке главного распорядителя средств федерального бюджета.

Обратите внимание: положения п. 7 Порядка № 119н распространяются на обособленные (структурные) подразделения получателя средств федерального бюджета без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета, а также на бюджетные, автономные учреждения или государственные унитарные предприятия, осуществляющие полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, переданные главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Особенности заполнения сведений об осуществлении операций приведены в п. 8 Порядка № 119н. Согласно внесенным в абз. 4 пп. «а» данного пункта уточнениям в строке «Главный распорядитель средств федерального бюджета» отражается полное или сокращенное наименование главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, или главного распорядителя средств федерального бюджета, передавшего свои полномочия государственного заказчика , с указанием в кодовой зоне уникального кода по сводному реестру и кода главы по бюджетной классификации.

Обратите внимание: согласно п. 9 Порядка № 119н в новой редакции в случае несоответствия информации, отраженной в сведениях об осуществлении операций, данным перечня нормативных актов, непредставления в территориальный орган Федерального казначейства разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на утверждение сведений об осуществлении операций, указанного в п. 7 Порядка № 119н, территориальный орган Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления обозначенных сведений, направляет получателю средств федерального бюджета уведомление.

Невыясненные поступления

Как и прежде, на основании п. 10 Порядка № 119н при поступлении средств на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку:

1) на наличие в платежном документе кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа;

2) на соответствие кода нормативного акта, указанного в платежном документе, сведениям об осуществлении операций, представленным получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства.

В случае отрицательного результата данной проверки или отсутствия в территориальном органе Федерального казначейства сведений об осуществлении операций указанные поступления учитываются этим территориальным органом на открытом ему лицевом счете для учета средств во временном распоряжении как невыясненные поступления.

К сведению: в пункт 11 Порядка № 119н внесено уточнение: в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством, осуществляются учет и уточнение не только невыясненных поступлений, но и идентификационных кодов поступлений .

Структура идентификационного кода поступления

Структура идентификационного кода поступления, который присваивается Федеральным казначейством средствам, поступившим на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении, приведена в п. 12 Порядка № 119н.

Согласно внесенным в этот пункт поправкам:

  • 1–3-й разряды – код главы главного распорядителя (ранее – получателя) средств федерального бюджета по бюджетной классификации (при наличии сведений, составляющих государственную тайну, указываются нули);

  • в отношении средств, предназначенных для оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, поступающих из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на лицевые счета, открытые территориальному органу Федерального казначейства, в 18–23-м разрядах отражаются нули.

Обратите внимание: как и прежде, в 18–23-м разрядах указываются нули при формировании идентификационного кода поступления в отношении средств осужденных лиц и лиц, содержащихся под стражей, поступающих на лицевые счета, открытые ФСИН и ее территориальным органам.

Возврат денежных средств плательщику

Напомним, при осуществлении возврата плательщику или перечислении с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении территориальный орган Федерального казначейства проводит проверку непревышения суммы, указанной в распоряжении о совершении казначейских платежей, составленном в соответствии с требованиями, установленными правилами организации и функционирования системы казначейских платежей (далее – распоряжение), над остатком средств по соответствующему идентификационному коду поступлений (п. 13 Порядка № 119н).

В пункте 15 Порядка № 119н названы особенности проведения Федеральным казначейством проверки распоряжения. Согласно внесенным в пп. «в» этого пункта поправкам в случае возврата денежных средств, внесенных плательщиком в кассу получателя средств федерального бюджета , территориальный орган Федерального казначейства дополнительно проверяет обоснованность возврата в части наличия документа, предусмотренного законодательством РФ, подтверждающего право плательщика на возврат средств, перечисленных на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении и отраженных на этом счете, на основании:

1) расшифровки сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств, представленной получателем средств федерального бюджета в соответствии с порядком обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), установленным Федеральным казначейством (в случае внесения наличных денежных средств с использованием платежных карт);

2) информации из распечатки автоматического приемного устройства, подтверждающей проведение операции по сдаче наличных денег для зачисления суммы денежных средств на банковский счет (в случае внесения наличных денежных средств с использованием устройства, функционирующего в автоматическом режиме и предназначенного для приема наличных денег).

В случае поступления в территориальный орган Федерального казначейства вместе с распоряжением получателя средств федерального бюджета заявления плательщика или документов, применяемых согласно законодательству РФ об исполнительном производстве (иных документов, предусмотренных законодательством РФ), содержащих уточненные реквизиты для осуществления возврата средств во временном распоряжении согласно законодательству РФ, проводится проверка на соответствие указанным уточненным реквизитам.