Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В 2022 году автономные учреждения, как и учреждения иных типов, последний раз составляют отчет о результатах деятельности и использовании имущества по существующим правилам. Потом правила изменятся: информации, которую надо будет раскрывать в данном документе, станет намного больше. Напомним, как учреждения должны работать с отчетом сейчас, и проанализируем, какие требования понадобится выполнить через год.

Правовая основа

При составлении и утверждении отчета о результатах деятельности и использовании закрепленного имущества за 2021 год автономным учреждениям надо руководствоваться Требованиями № 114н, утвержденными Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 114н и порядком, разработанным в их продолжение органом-учредителем (п. 2 Требований № 114н). В данном порядке обычно дублируются основные положения названного нормативного акта и прописываются дополнительные процедуры, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями. Здесь же приводится форма отчета.

Назовем несколько документов, принятых на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и регулирующих порядок составления, утверждения и опубликования отчета:

  • Приказ Минпросвещения России от 15.11.2021 № 830 (далее – Приказ № 830);

  • Приказ Минобрнауки России от 01.03.2021 № 144 (далее – Приказ № 144);

  • Приказ комитета цифрового развития Ленинградской области от 04.03.2019 № 3;

  • Приказ министерства информационных технологий и связи Нижегородской области от 22.06.2020 № 91-од;

  • Постановление администрации г. о. Истра Московской области от 10.11.2021 № 8633/11;

  • Постановление администрации г. Кемерово Кемеровской области от 29.10.2020 № 3095.

Кроме того, в силу п. 3 Требований № 114н автономные учреждения должны учитывать при работе с отчетом нормы Правил № 684, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684. Эти нормы органы-учредители тоже включают в свои порядки (к примеру, в те, что перечислены выше). В частности, АУ дополнительно указывают в отчетной форме сведения о составе наблюдательного совета и раскрывают информацию за два последних отчетных года, а не за один.

Таким образом, основным для учреждения становится порядок, утвержденный органом-учредителем. На него и нужно сейчас ориентироваться при составлении, утверждении и публикации отчета.

Однако при формировании отчета за 2021 год действующие «на местах» порядки применяются в последний раз. С 1 января 2023 года вступят в силу Требования № 171н, утвержденные Приказом Минфина России от 02.11.2021 № 171н, на которые учреждения должны опираться при составлении и подаче отчетов за 2022 год. С этого момента Требования № 114н утратят силу.

В связи с этим в 2022 году органам-учредителям потребуется принять новые порядки, учитывающие уже положения Требований № 171н. В новых нормативных актах также должны быть закреплены дополнительные условия, перечисленные в п. 7 Требований № 171н:

1) порядок и сроки составления отчета;

2) порядок и сроки рассмотрения отчета органом-учредителем;

3) порядок и сроки внесения изменений в отчет в случаях, предусмотренных органом-учредителем;

4) требования о представлении промежуточных отчетов (при необходимости) с указанием периодичности (за квартал, полугодие) и сроков представления;

5) перечень дополнительных материалов к отчету (при необходимости).

Многие органы-учредители урегулировали названные процедуры взаимодействия с подведомственными учреждениями в действующих сейчас порядках. Но со следующего года основные требования к ним станут общими для всех.

Форма отчета

Единой формы отчета, закрепленной на общефедеральном уровне, сейчас нет. Она утверждается в порядке, принятом конкретным органом-учредителем. И из-за того, что автономные учреждения должны руководствоваться еще и нормами Правил № 684, для АУ нередко устанавливается отдельная форма отчета. В частности, так поступили Минпросвещения (Приказ № 830) и минкультуры Красноярского края (Приказ министерства культуры Красноярского края от 02.04.2018 № 154).

Орган-учредитель может затребовать у учреждений дополнительную информацию (п. 8, 9 Требований № 114н, п. 3, 4 Правил № 684). Эти строки тоже должны найти отражение в утвержденной форме отчета. Например, Минобрнауки своим Приказом № 144 определило, что подведомственным учреждениям надо детализировать сведения о численности работников по их категориям (педагоги, профессорско-преподавательский состав, научные работники, административно-управленческий, вспомогательный персонал), и включило в состав отчета о результатах деятельности некоторые таблицы из отчета о выполнении госзадания и плана финансово-хозяйственной деятельности. А минсоцразвития Иркутской области (Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 16.01.2020 № 53-8/20-мпр) предусмотрело в форме отчета строки, где раскрываются, скажем, уровень образования работников и информация о кредиторской задолженности в разрезе источников финансирования (субсидии на выполнение задания, иные цели, средства ОМС).

То есть учредители сейчас во многом сами определяют состав отчетной информации: они могут ограничиться теми сведениями, которые поименованы в Требованиях № 114н, либо существенно расширить их по своему усмотрению. Однако в следующем году формы отчета станут более унифицированными: в приложении к Требованиям № 171н есть рекомендуемые образцы таблиц. Они утверждены прежде всего для федеральных учреждений, но органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе использовать эти таблицы в своих порядках (п. 28 Требований № 171н).

Табличных форм в отчете за 2022 год будет много. Информация вносится в них не только в формате итоговых данных за год, но и в различных аналитических срезах. Приведем три примера.

По сути, чтобы сформировать в следующем году отчетные данные, учреждениям придется проделать дополнительную аналитическую работу.

При этом федеральные учреждения должны будут заполнять и утверждать отчет о результатах деятельности в информационной системе «Электронный бюджет» – если в данном отчете нет сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени учреждения (п. 4 Требований № 171н). Если орган-учредитель федерального учреждения решит, что вместе с отчетом нужно представлять дополнительные материалы, они прикрепляются в виде электронных образов документов (бумажные документы надо отсканировать).

Сроки подготовки отчета

На общефедеральном уровне сроки подготовки и процедура утверждения отчета сейчас не имеют детального регулирования. В пункте 10 Требований № 114н лишь сказано, что отчет автономного учреждения утверждается в порядке, установленном ст. 11 Федерального Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ. Согласно п. 7 ч. 1 и ч. 2 ст. 11 руководитель АУ должен представить отчет на рассмотрение наблюдательному совету, а тот дает рекомендации, которые потом направляются учредителю АУ. Орган-учредитель и принимает окончательное решение.

Сроки прохождения данной процедуры тоже не регламентированы. Их определяют в своих порядках органы-учредители. Причем крайние даты устанавливаются в отношении разных этапов процедуры. Вот несколько примеров.

Публично-правовое образование

Нормативный акт

Срок, установленный для подведомственных АУ

Российская Федерация (в отношении федеральных учреждений здравоохранения)

Приказ Минздрава России от 23.07.2019 № 550н

Утвержденный отчет представляется на согласование органу-учредителю до 15 марта

Российская Федерация (в отношении федеральных образовательных учреждений)

Приказ Минпросвещения России от 15.11.2021 № 830

Утвержденный отчет направляется органу-учредителю не позднее 1 апреля

Вологодская область

Приказ департамента культуры и туризма Вологодской области от 12.01.2016 № 4

Отчет утверждается до 20 февраля

Красноярский край

Приказ министерства культуры Красноярского края от 02.04.2018 № 154

Утвержденный отчет подается на согласование органу-учредителю до 25 апреля

Кемерово

Постановление администрации г. Кемерово Кемеровской области от 29.10.2020 № 3095

Отчет представляется органу-учредителю не позднее 1 апреля

Киров

Постановление администрации г. Кирова от 07.05.2019 № 958-п

Отчет подается наблюдательному совету до 5 апреля


Как видим, сейчас сроки прописываются для отдельных действий учреждения и у разных учредителей сильно различаются. Однако с 2023 года крайняя дата станет единой. Как сказано в п. 30 Требований № 171н, отчеты (если они не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны) утверждаются и подаются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, или первого рабочего дня, следующего за этой датой. То есть для многих автономных учреждений время, предусмотренное на подготовку данного документа, сократится. Конкретные сроки, укладывающиеся в установленные рамки, по-прежнему будут определять органы-учредители.

Содержание отчета

Согласно п. 5 Требований № 114н отчет состоит из четырех разделов: общие сведения об учреждении, информация о результатах его деятельности, использовании имущества и достижении показателей эффективности деятельности. Но заполнять четвертый раздел (и указывать некоторые дополнительные сведения в остальных разделах) надо только тем учреждениям, которые исполняют государственные функции, а также осуществляют полномочия по обеспечению деятельности федеральных органов-учредителей. Большинство автономных учреждений к этой группе не относятся, а значит, в их отчеты за 2021 год включаются только три раздела.

Сведения, которые надо отражать в отчете, перечислены в п. 6–9 Требований № 114н и п. 3, 4 Правил № 684. В рамках настоящей статьи детально раскрывать их мы не будем. Вместо этого сравним, как регулируется содержание отчета требованиями № 114н и 171н.

Во-первых, со следующего года не придется заполнять раздел с общими сведениями об учреждении. Этот блок будет исключен из отчета (п. 8 Требований № 171н). Но часть информации из него перейдет в другие разделы. В частности, сведения о штатной численности сотрудников и средних зарплатах нужно будет указывать в разделе «Результаты деятельности» (п. 9, 18 Требований № 171н).

Во-вторых, оставшиеся три раздела тоже изменятся. Раскрывать информацию понадобится в несколько других срезах. Выборочно сравним информацию, которую надо указывать сейчас и которую нужно будет включать в отчет через год, на примере раздела «Результаты деятельности».

Часть информации, которую надо сегодня вносить в отчет, будет расширена (скажем, вместо отдельных сведений о выполнении задания придется включать в рассматриваемый документ весь отчет о выполнении задания). Часть – исключена (не нужно будет указывать суммы кассовых и плановых поступлений и выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, и др.). А какие-то данные (например, о банковских счетах, доходах учреждения в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов) с 2023 года станут раскрываться впервые.

В-третьих, сведения в отчете за 2022 год будут намного более подробными, нежели в отчете за 2021 год. Уровень детализации отчетных данных значительно повысится, а часть информации потребуется формировать в аналитических срезах (например, в разбивке по категориям работников, источникам финансирования, целям использования).

В качестве иллюстрации возьмем раздел об использовании имущества. Сейчас автономные учреждения должны раскрывать прежде всего балансовую (остаточную) стоимость имущества разных видов и площадь объектов недвижимости (п. 9 Требований № 114н). А в следующем году в силу п. 10 Требований № 171н детализировать отчетные данные придется так:

  • сведения о недвижимом имуществе (кроме земельных участков):
    • закрепленном на праве оперативного управления;
    • используемом по договору аренды (с помесячной и почасовой оплатой);
    • используемом по договору безвозмездного пользования;
    • сведения о земельных участках, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • сведения об особо ценном движимом имуществе (кроме транспортных средств), в том числе:
    • о наличии, состоянии и использовании особо ценного движимого имущества;
    • о расходах на содержание особо ценного движимого имущества;
  • сведения о транспортных средствах (используемых, неиспользуемых), в том числе:
    • о направлениях использования транспортных средств;
    • о расходах на их содержание.

Заключение

Процесс работы с отчетом о результатах деятельности и использовании имущества со следующего года изменится, и это надо учесть автономным учреждениям. Требования № 114н действуют последний год – ими надо руководствоваться только при составлении отчета за 2021 год. Потом вступят в силу Требования № 171н, и в отчетный документ нужно будет включать намного более детализированную, а также аналитическую информацию.