Источник: РБК
Несмотря на серьезные геополитические вызовы последних лет, три четверти средних и крупных российских компаний продолжают развивать программы корпоративной социальной ответственности.
Больше по теме корпоративной социальной ответственности читайте в специальном сюжете РБК к ежегодному форуму «Дело в людях».
Бизнес стал с большим вниманием относиться к социальной сфере в отношении как собственных сотрудников, так и потребителей, отмечают эксперты. Согласно опросам, именно социальный аспект к 2023 году вышел на первый план в повестке ESG (Environmental, Social и Corporate Governance — экология, социальная ответственность и корпоративное управление): на его развитие наибольшее внимание направили 74% компаний. «Хотя скептики прогнозировали, что в период неопределенности бизнес откажется от устойчивой повестки, этого не произошло. Напротив, компании, давно развивавшие ESG-стратегии, продолжают реализацию социальных инициатив своих брендов», — отмечает руководитель проектов по устойчивому развитию компании Unilever в России и Белоруссии Анастасия Новак.
Выигрышная стратегия
Идеология устойчивого развития, важной составляющей которой является корпоративная социальная ответственность (КСО), помогает бизнесу строить долгосрочные планы и при этом оставаться гибким и адаптивным в моменты геополитической и экономической турбулентности. Это особенно актуально для российских компаний, у которых сейчас нет ограничений на маркетинг и рекламные коммуникации. «Бренды с социально значимой миссией растут на 69% быстрее. Поэтому очевидно, что на длинной дистанции выиграют те компании, которые инвестируют в социальные проекты для потребителей и сотрудников», — подчеркивает Анастасия Новак.
«Несмотря на непростую экономическую обстановку, компании, у которых были программы корпоративных социальных инвестиций, продолжают их, даже если бюджеты сокращаются или перераспределяются», — отмечает директор благотворительного фонда «Добрый город Петербург» Оксана Петрова. По мнению директора благотворительного фонда «Социальный навигатор» Татьяны Задирако, современную КСО-повестку диктуют добывающие компании и тяжелая металлургия, но в скором времени сильным игроком на поле КСО станет российский IТ-бизнес.
На рынке появляются новые игроки в рамках темы устойчивого развития. Например, Национальный ESG-альянс — организация, учрежденная представителями крупного отраслевого российского бизнеса в январе прошлого года в том числе для лоббирования интересов отечественных компаний (гендиректор — экс-президент МШУ «Сколково», экономист Андрей Шаронов). «Постепенно функция Российского союза промышленников и предпринимателей как главного лоббиста бизнеса переходит к альянсу», — уверена Татьяна Задирако.
Популяризации ESG-повестки способствуют и мероприятия общественных организаций. К примеру, российская Ассоциация менеджеров вот уже 16 лет реализует комплексный проект «Дело в людях», который включает в себя конкурс лучших практик ESG и устойчивого развития, а также ежегодный форум, в рамках которого ведущие эксперты делятся опытом реализации принципов устойчивого развития и ответственного подхода к бизнесу. В разные годы участниками проекта «Дело в людях» стали более 700 компаний из самых разных секторов экономики.
Бренды со смыслом
Согласно материалам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, 48% потребителей признаются, что будут больше уверены в завтрашнем дне, если в качестве точки опоры обретут стабильные, надежные, заботливые, неравнодушные и социально ответственные бренды. А 71% опрошенных готовы отказаться от марки, для которой прибыль важнее заботы о людях. «Бренды со смыслом не только растут быстрее тех, которые не имеют социально значимой миссии, но и обеспечивают 75% общего роста компании», — объясняет Анастасия Новак.
Вот несколько примеров. Бренд Unilever «Чистая линия» и образовательная платформа «Нетология» запустили бесплатный обучающий курс об экологичном потреблении с простыми советами. Еще один бренд Unilever — Dove — занимается повышением самооценки девочек и женщин, Domestos — улучшением санитарно-гигиенических условий в школах, Rexona — снижением стигматизации в области занятий спортом, бренд мороженого «Инмарко» и Knorr — качеством питания.
«Проект торговой сети «Пятерочка» «Центры местных сообществ» помогает реализовывать социальные инициативы жителей близлежащих домов. Мы являемся его партнером. Такой тренд развивается и в среде девелоперов», — рассказывает Оксана Петрова. Приоритетные направления программ в области социальных инвестиций компании JTI — помощь пожилым и взрослым людям с инвалидностью совместно с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива», поддержка проектов в сфере культуры и искусства, экологии. «JTI стала инициатором «Зеленого кодекса», регулярно проводит благотворительный марафон, который сочетается с грантовым конкурсом, а также поддерживает национальный парк «Смоленское Поозерье», — рассказывает менеджер по устойчивому развитию «JTI Россия» Екатерина Левшина.
Ряд компаний организуют грантовые конкурсы. К примеру, Biocad выделила 5 млн руб. на поддержку и развитие проектов для пациентов с онкологическими, аутоиммунными и генетическими заболеваниями. «JTI Россия» в сотрудничестве с российским Форумом доноров создала проект «Сильнее вместе», в рамках которого гранты получают организации, работающие в сфере инклюзии.
Комфорт для сотрудников
Ситуация на рынке труда вынуждает работодателей взаимодействовать с категориями граждан, которые по разным причинам ранее часто были обделены корпоративным вниманием, — пенсионерами, инвалидами, молодежью без трудового стажа, бывшими заключенными, женщинами в традиционно мужских профессиях. Один из главных трендов последнего года — внимание бизнеса к инклюзивным программам и проектам. «Интеграция инклюзивных сотрудников все еще остается большим вызовом для корпоративных культур в нашей стране. Здесь важно создавать среду, в которой коллектив разделяет единые ценности и понимает, как эффективно взаимодействовать с сотрудниками с особыми потребностями», — констатирует руководитель Центра социальных и благотворительных программ компании МТС Ольга Юркова. По ее мнению, важен не только «тон сверху», но и вовлечение в инклюзивные программы линейного менеджмента. Так, в МТС 72% руководителей готовы нанимать в свои команды людей с инвалидностью, добавляет эксперт.
Частный бизнес старается соответствовать тренду. Так, в Unilever запущен внутренний проект, призванный помочь сотрудникам получить новые знания и развить дополнительные профессиональные компетенции. Он был усилен мерами психологической поддержки и выстраивания более бережного взаимодействия среди коллег. Действует и менторская программа, добавляют в компании. К 2030 году Unilever планирует обучить 10 млн молодых людей навыкам будущего, необходимым на первом месте работы. Для этого уже начали работу две корпоративные академии, работающие со студентами и выпускниками вузов.
Корпоративное волонтерство
Хороший способ повысить лояльность сотрудников, не допускать профессионального выгорания и помочь справиться со стрессом — корпоративное волонтерство. Сохраняя традиционные форматы волонтерских акций (уборка территорий от мусора, высадка зеленых насаждений), компании внедряют новые инструменты. Например, в «JTI Россия» несколько лет действует программа индивидуального волонтерства «Время добра». На одноименной платформе размещаются волонтерские вакансии НКО, уточняют в компании.
Для того чтобы сотрудники чувствовали свою принадлежность к общественно-полезной деятельности, компания Unilever сотрудничает с фондом «Найди семью» и фондом продовольствия «Русь». В 2022 году им были переданы средства и продукция на общую сумму более 20 млн руб. В этом году в компании проходила акция «Доброноут», в рамках которой сотрудники, сделав добровольное пожертвование в один из фондов, могли поучаствовать в розыгрыше нового ноутбука.