Автор: Елена Кострова, юрист RosCo - Consulting & audit

Регистрация товарного знака — процедура законодательного закрепления исключительного права на нематериальный актив. После ее прохождения владелец сможет эксклюзивно использовать разработанное обозначение (графическое, буквенное, иное) для уникализации своей продукции. Эта процедура необязательна, и пользоваться ТЗ можно, не проводя регистрацию. Вместе с тем это не всегда разумно, ведь можно на протяжении долгого времени вкладывать средства в рекламу, повышение узнаваемости, а потом столкнуться с ситуацией, что конкуренты используют то же или очень похожее обозначение, переманивая тем самым клиентов. Противостоять им каким-либо образом не выйдет, ведь регистрация торговой марки не состоялась, а значит, у вас нет эксклюзивных прав на ее использование.

Процедуру стоит провести ввиду следующих причин:

  • Получение правовой защиты — если вы зарегистрировали ТЗ, то никто другой не имеет прав на его использование (без договоренностей с вами), в противном случае можно подать иск и получить возмещение ущерба.

  • Использование во всех видах деятельности. Регистрация торгового знака позволяет размещать его на фирменных бланках, рекламных буклетах, этикетках, веб-сайтах.

  • Доверие клиентов. Прохождение законодательной процедуры на эксклюзивное использование индивидуального обозначения свидетельствует о серьезных намерениях компании, ориентированности на долгосрочную работу. Это повышает лояльность и предрасположенность потребителей. Они легко идентифицируют товар и доверяют ему.

Что предшествует процессу?

Прежде чем обратиться в уполномоченный орган, необходимо тщательно продумать эксклюзивное обозначение (его форму и содержание). На подготовительном этапе необходимо продумать, каким будет ТЗ. Стоит ориентироваться на профиль компании. Существует международный классификатор, в котором приведены группы товаров. Это база для определения ассортимента, на который будет распространяться обозначение.

Следующий важный момент — определение правообладателя. Им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Перед подачей заявки стоит проверить ТЗ на уникальность. Эта процедура необязательна, однако лучше ее провести. Так вы сможете убедиться в том, что выбранное обозначение не пересекается с уже существующими (сведете к минимуму вероятность отказа). Нельзя допускать не только полного совпадения, но и смешения с другими ТЗ, так как из-за схожести потребитель может ошибочно выбрать не тот товар, провести не те аналогии.

Проделав все шаги, можно направлять заявку в уполномоченный орган.

Кто проводит законодательную процедуру?

Регистрация товарного знака в Москве — прерогатива Роспатента. Этот федеральный орган территориально расположен в столице, однако рассматривает заявки, поступающие и из регионов. Направить их можно:

  • лично, обратившись в представительство Роспатента;

  • посредством почтовой службы;

  • по факсу;

  • через компанию-посредника;

  • по Интернету — для этого необходимо предварительно установить специальное ПО.

Если компания намерена вести деятельность с использованием ТЗ как в России, так и за ее пределами, недостаточно обратиться в Роспатент. Нужно также пройти международную процедуру освидетельствования эксклюзивного права на использование ТЗ.

Последовательность действий

В уполномоченную федеральную службу для регистрации индивидуального обозначения подается пакет документов:

  • заявка — должна содержать информацию о местонахождении заявителя, адрес госрегистрации (для ИП);

  • свидетельство ИП/устав организации и документ, содержащий ОКПО;

  • изображение обозначения (предоставляют 8 экземпляров);

  • товарные группы, которые будут изготавливаться с использованием ТЗ (по международному классификатору — полные или максимально близкие совпадения);

  • квитанции об оплате госпошлины.

Каждой поступившей заявке присваивается номер. Далее идет процедура ее рассмотрения, которая включает такие этапы:

  • Анализ документов. Роспатент изучает бумаги, проверяет их на предмет достоверности и полноты. Если формальная экспертиза не пройдена, соответствующий запрос направляется потенциальному правообладателю, который проводит необходимые корректировки. Если предварительная проверка пройдена, процесс переходит на следующую стадию.

  • Проверка по существу. В ходе такой экспертизы Роспатент принимает решение. Причины отказа могут быть разными. Например, не примут к регистрации ТЗ, которые идентичны уже зарегистрированным, содержат общеупотребимые символы, правительственные знаки или оскорбительные выражения, противоречащие нормам морали, слова/звуки, вводящие потребителя в заблуждение.

  • Принятие решения/оспаривание. Роспатент — не конечная инстанция. Если он отказал в регистрации, можно оспорить решение в суде. На это дается трехмесячный срок после получения неудовлетворительного решения.

  • Получение свидетельства. При позитивном исходе проверки заявитель получает свидетельство, дающее ему право эксклюзивного использования ТЗ. Оно действительно 10 лет, и может быть продлено на тот же срок неограниченное количество раз.

Важно!

Регистрировать ТЗ можно самостоятельно, через представителя (ему понадобится доверенность) или через патентного проверенного. Последний — специалист, который имеет право на представление заявителя при оформлении эксклюзивных прав на использование торговой марки. Он может работать исключительно при наличии свидетельства.

Статья актуальна на 02.12.2016