Автор: Сухов А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Законодательство, регулирующее деятельность в свободной экономической зоне (далее – СЭЗ), функционирующей в Республике Крым и Севастополе, постоянно совершенствуется с учетом ее практической деятельности. Очередные поправки внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 466-ФЗ .
Частью 3 ст. 12 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до сих пор было установлено, что Правительством РФ могут быть определены иные виды деятельности, осуществление которых в свободной экономической зоне участниками свободной экономической зоны не допускается .
К сведению: непосредственно в Федеральном законе № 377-ФЗ определено лишь, что участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, а также за исключением разведки и добычи природных лечебных ресурсов для осуществления санаторно-курортного лечения и организации отдыха (ч. 2 ст. 12).
Правительство РФ до сих пор не воспользовалось указанной возможностью. Но теперь вообще установлено, что такие виды деятельности будут вправе вместо него выбирать высшие исполнительные органы государственной власти Республики Крым и Севастополя на территориях своих регионов, хотя и по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (очевидно, Минэкономразвития, но придется, видимо, сначала дождаться отдельного постановления Правительства РФ, которым оно определит этот федеральный орган исполнительной власти).
Часть 3 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ содержит перечень сведений, которые должны быть указаны в инвестиционной декларации. В частности, согласно пп. «а» п. 4 обозначенной части в числе этих сведений – общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта.
До сих пор было установлено, что объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ должен быть предусмотрен в сумме:
-
не менее 3 млн руб. – для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства;
-
не менее 30 млн руб. – для иных лиц.
Теперь эти минимальные суммы увеличены до 6 млн и 60 млн руб. соответственно.
В указанной ст. 13 появилась также новая ч. 22.1. В соответствии с ней в случае, если участник СЭЗ, реализующий инвестиционный проект в СЭЗ, намеревается реализовать новый инвестиционный проект на территории другого субъекта РФ, с ним заключается договор об условиях деятельности в СЭЗ высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя в зависимости от места реализации такого (нового) инвестиционного проекта в порядке, установленном названной статьей.
Согласно ч. 7.1 ст. 13 в общем случае при рассмотрении представленных претендентом на участии в СЭЗ документов, указанных в ч. 2 этой статьи, орган управления СЭЗ проводит оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями и методикой такой оценки, которые определяет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
В части 27 названной статьи теперь уточнено, что такая оценка не проводится при внесении изменений в договор об условиях деятельности в СЭЗ.
В части 28 указано, что основаниями для отказа во внесении изменений в договор об условиях деятельности в СЭЗ являются:
-
изменение цели инвестиционного проекта;
-
осуществление видов деятельности, не соответствующих требованиям ч. 2 и 3 ст. 12 данного закона;
-
снижение общего объема капитальных вложений;
-
изменение графика осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта в случае, если это повлечет за собой увеличение сроков реализации инвестиционного проекта;
-
изменение территории реализации инвестиционного проекта.
Теперь этот список дополнен новым основанием: снижение количества планируемых для создания рабочих мест.
И еще одно изменение касается контроля реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов.
Согласно ч. 1 ст. 14.2 Федерального закона № 377-ФЗ после выполнения условий договора об условиях деятельности в СЭЗ (но не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения лица в единый реестр участников СЭЗ или внесения в указанный реестр информации о заключении с участником СЭЗ другого договора об условиях деятельности в СЭЗ) высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя проводит в порядке, установленном Правительством РФ, проверку соответствия деятельности участника СЭЗ требованиям названного закона.
Теперь в новой ч. 3 обозначенной статьи определено, что в случае установления в ходе упомянутой проверки фактов несоответствия деятельности участника СЭЗ требованиям Федерального закона № 377-ФЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или Севастополя.
В заключение укажем на то, что некоторые изменения касаются ст. 14.1 Федерального закона № 377-ФЗ, хотя сама она не меняется. Данная статья определяет порядок осуществления мониторинга выполнения участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ. Такой порядок определяется соответствующим договором об условиях деятельности в СЭЗ. При установлении в ходе мониторинга фактов нарушения участником СЭЗ условий договора этот договор может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или Севастополя. Теперь уточнено, что положения ст. 14.1 применяются к отношениям, возникшим из договоров об условиях деятельности в СЭЗ с момента их заключения.
Сама указанная статья введена в Федеральный закон № 377-ФЗ Федеральным законом от 25.12.2018 № 485-ФЗ и действует с момента его опубликования, то есть с 25.12.2018. В связи с этим в ст. 2 Федерального закона № 466-ФЗ указано также, что договоры об условиях деятельности в СЭЗ, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона № 485-ФЗ, то есть до 25.12.2018, должны быть приведены сторонами таких договоров в соответствие ст. 14.1 Федерального закона № 377-ФЗ до истечения трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона № 466-ФЗ (опубликован на портале www.pravo.gov.ru 30.12.2021 и вступил в силу с 10.01.2022).