Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит
Регистрация
Подписка на новости

Монополия

28.03.2019 Печать Email

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний. 

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:  

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;

  • искусственная монополия;

  • открытая монополия;

  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе. 

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;

  • хозяйственный бойкот;

  • демпинг цен;

  • промышленный шпионаж;

  • спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);

  • товарные границы монопольного рынка;

  • формы контроля и регулирования его деятельности;

  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов. 

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

  • Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

  • Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

  • Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

  • Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪   Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪   Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪   Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

  • отсутствию стимула развивать новые технологии;

  • дефициту продукции;

  • не эффективному расходованию ресурсов;

  • не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

  • контролируют цены;

  • предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

  • следят за уровнем конкуренции на рынке.




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Монополия: подробности для бухгалтера
  • О восстановлении НДС в 2018 году при получении субсидий
    ... приобретенных организациями – субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг), имущественных ... 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый ... регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка ... ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются ... отношении субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий могут применять ...
  • Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений
    ... к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147 ... .1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». [4] Постановление Правительства РФ от ...
  • Летние поправки в законодательстве
    ... -ФЗ). Особенности отражения субъектами естественных монополий «входного» НДС по товарам, работам ... .2018, а для субъектов естественных монополий – с 01.01.2019. Указанное ... исключение для естественных монополий было предусмотрено ч. 5.1 ... прав, приобретенных организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных ... есть раньше для субъектов естественных монополий было предусмотрено, что «новые правила ...
  • Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ
    ... № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц ... поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой ...
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России
    ... отношении приобретенных организациями - субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных ... дочерних обществ организаций - субъектов естественной монополии не применяются. Письмо от 19 ...
  • Повышение ставки и другие изменения по НДС
    ... .2025. О субсидиях, предоставляемых естественным монополиям На основании п. 1 ст ... , услуг), имущественных прав, приобретенных естественными монополиями, все перечисленные положения должны были ... прав, приобретенных: организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных ...
  • О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС
    ... 01.01.2018. Субъекты естественных монополий норму п. 2.1 и ... на том, что субъекты естественных монополий в 2018 году нормы п ...
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за апрель 2018 года
    ... отношении приобретенных организациями - субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных ... дочерних обществ организаций - субъектов естественной монополии не применяются. Письмо от 19 ...
  • «Аптечный склад» – вывеска, которая может ввести потребителя в заблуждение
    Претензии к аптекам касательно недобросовестности действий (введения потребителей в заблуждение относительно условий, на которых реализуется товар) нечасты, но возможны. О чем идет речь и как судьи решают данные вопросы, рассмотрим на примере одного дела. Претензии к аптекам касательно недобросовестности действий (введения потребителей в заблуждение относительно условий, на которых реализуется товар) нечасты, но возможны [1] . О чем идет речь и как судьи решают данные вопросы, рассмотрим на ...
  • Дробление или мелкие закупки?
    Как отличить дробление крупной закупки от нескольких мелких закупок у единственного поставщика? Виноват ли поставщик в нарушении антимонопольного законодательства в случае выявления дробления крупной закупки? Как отличить дробление крупной закупки от нескольких мелких закупок у единственного поставщика? Виноват ли поставщик в нарушении антимонопольного законодательства в случае выявления дробления крупной закупки? Чтобы установить факт дробления предмета контрактов, необходимо проанализировать ...
  • Порядок и правила заключения энергосервисных контрактов
    ... к сферам деятельности субъектов естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по ...
  • Обеспечение единства судебной практики в вопросе пределов вмешательства антимонопольных органов в гражданско-правовые отношения
    Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.03.2018 N 306-КГ17-17056. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.03.2018 N 306-КГ17-17056. Полагаем, что значение данного комментируемого Определения выходит далеко за рамки рассмотренного спора, поскольку содержит в себе важные правовые позиции в сфере конкурентных правоотношений и пределов компетенции антимонопольных органов. Суть дела, на наш взгляд, достаточно проста - ...
  • Виды деятельности автономных учреждений
    Автономные учреждения вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые предусмотрены действующим законодательством. Вместе с тем, как подтверждает арбитражная практика, учредители иногда наделяют АУ не соответствующими их предназначению функциями. Поскольку граница между разрешенными и запрещенными видами деятельности не всегда очевидна, ознакомим читателей с критериями, которыми руководствуются суды при вынесении решений. Автономные учреждения вправе осуществлять лишь те виды ...
  • Обзор изменений в Законе № 44-ФЗ в отношении госзакупок
    ... осуществлении закупки у субъекта естественной монополии); является нецелесообразным ввиду риска недостижения ...
  • Начальная максимальная цена контракта: жалоба по 44-ФЗ
    Проведение торгов подчиняется определенным условиям. Существуют требования к кандидатам, к порядку формирования цены контракта, к процедуре принятия и рассмотрения заявок. Закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ должны происходить с соблюдением всех требований в целях обеспечения конкуренции среди хозяйствующих субъектов. Нарушения указанных требований в одностороннем порядке заказчиком или по согласованию с участником торгов могут привести к привлечению виновных лиц к административной ...

Отключить мобильную версию