Американская Google Inc. признала, что рекламодатели из России обманывают ее систему размещения контекстной рекламы. Поэтому, утверждает компания, в поисковой выдаче появляется реклама запрещенных в России товаров и услуг.

Федеральная антимонопольная служба в конце апреля признала ненадлежащей распространявшуюся в поисковой системе Google на территории России рекламу онлайн-казино «Вулкан», выдала предписание американской Google Inc. прекратить нарушение рекламного законодательства и решила возбудить в отношении распространителя рекламы — Google Inc. — административное дело.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 27 закона «О рекламе», реклама основанных на риске игр, а также их организаторов в интернете не допускается. За нарушение этой нормы ответственность несет ее распространитель, указывает в своих материалах ФАС. Поэтому нарушителем закона служба считает Google. В феврале этого года при наборе в поисковой строке слова «вулкан» перед результатом поиска появлялась контекстная реклама одноименного казино. На это внимание ФАС обратил один из интернет-пользователей.

За незаконную рекламу онлайн-казино на компанию-рекламораспространителя в соответствии с КоАП может быть наложен штраф в 100-500 тыс. руб.

Рядовое нарушение закона «О рекламе» обернулось признанием со стороны Google Inc. и ее дочернего российского ООО «Гугл»: интернет-компания официально заявила, что рекламодатели обманывают ее систему модерации рекламных сообщений.

Умышленный обман

Поисковая, или контекстная, реклама на страницах поисковика Google размещается через разработанную интернет-компанией систему AdWords. Все рекламные сообщения проходят проверку: есть технические фильтры и, как указано в материалах дела, «самообучающаяся» автоматизированная система модерации. Если при этой фильтрации сообщение покажется сомнительным, то оно будет проверено вручную.

Но рекламодатели, признала Google, применяют способы обхода проверки самообучающейся системы. В данном случае рекламодатель указывал адрес демонстрируемой в объявлении веб-страницы, который и по названию, и по содержанию никак не был связан с деятельностью онлайн-казино. Реклама «Вулкана» позиционировалась как реклама банных принадлежностей.

Кроме того, указывает Google, отображаемые адреса веб-страниц были настроены так, что при переходе по объявлениям с IP-адресов, принадлежащих Google, на этих страницах отображался «приемлемый с точки зрения закона контент». Но со всех других IP-адресов пользователь перенаправлялся на сайт онлайн-казино «Вулкан».

Рекламодатели ведут себя в системе AdWords недобросовестно и осуществляют «умышленные действия с целью обмана систем модерации Google», резюмирует интернет-компания.

В пресс-службе российского офиса Google не ответили на запрос РБК.

Проверка вручную

Затраты на интернет-рекламу в 2017 году достигли, по оценке российского офиса Internet Advertising Bureau, 166,3 млрд руб. Из них на рекламу в результатах поиска «Яндекса» и Google пришлось 73,1 млрд руб.

Сколько конкретно зарабатывают на такой контекстной рекламе каждый из двух самых популярных в России поисковиков неизвестно. «Яндекс» в последние годы раскрывает только общую рекламную выручку, в которую входят также поступления и от баннерной, и от видеорекламы. В 2017 году общие рекламные доходы «Яндекса» без учета его рекламной сети составили 65,1 млрд руб.

В пресс-службе «Яндекса» отказались сообщить, способны ли заказчики контекстной рекламы обманывать его систему размещения и продвигать запрещенные товары и услуги.

В отличие от Google у «Яндекса» рекламные объявления модерируются по большей части вручную, что позволяет отсекать не соответствующие закону сообщения, уточняет сотрудник одного из агентств, специализирующихся на размещении контекстной рекламы. Для Google как глобальной компании такая ручная проверка слишком затратна, добавляет собеседник РБК.

Вторыми по величине игроком на отечественном рынке интернет-рекламы является Mail.ru Group, среди активов которой — социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», почтовый сервис и мессенджер ICQ. В 2017 году общая рекламная выручка группы достигла 23,8 млрд руб. Представитель Mail.ru Group уверяет, что в ее рекламной платформе myTarget используется двойная система модерации объявлений — ручная и автоматическая, и поэтому с такими проблемами, как Google, группа не сталкивалась.