Поисковики обяжут удалять ссылки с информацией о гражданах по их требованию. Отказ будет наказываться штрафом в 100 тыс. руб., при неисполнении соответствующего решения суда сумма штрафа может дойти до 3 млн руб.

Законопроект об обязанности операторов поисковых систем удалять ссылки на информацию о гражданах внесен в Госдуму в пятницу утром группой депутатов всех фракций во главе с двумя членами комитета Госдумы по информационной политике — эсэром Алексеем Казаковым и Вадимом Деньгиным (ЛДПР, первый заместитель председателя комитета).

Документ дает определение интернет-поисковикам и их операторам, а также устанавливает обязанности операторов. В частности, обязывает их по требованию граждан прекратить выдачу ссылок на определенную информацию о них.

Гражданин сможет требовать удаления недостоверной информации о себе и распространяемой с нарушением закона. По истечении трех лет с момента появления можно будет требовать удаления ссылок и на достоверную информацию.

Поисковики не будут обязаны удалять лишь ссылки на информацию о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяниях — пока не истекут сроки привлечения к уголовной ответственности. Не удастся добиться и удаления ссылок на сообщения о совершении гражданином преступления, пока его судимость не снята или не погашена.

Другим законопроектом вводится административная ответственность для операторов интернет-поисковиков за отказ удалить ссылки на информацию о гражданах — штраф на сумму 100 тыс. руб.

Операторы интернет-поисковиков, отказавшиеся исполнить решение суда об удалении таких ссылок, могут быть наказаны штрафом до 3 млн руб., следует из законопроекта. Штрафы операторов — физических лиц и организаций предложено установить одинаковые.

Под поисковиками предложено понимать информационные системы, ищущие в интернете сведения по запросу пользователя и предоставляющие ему ссылки для доступа к ней. Но это определение не распространено на «информационные системы, имеющие общегосударственное значение» — значит, и обязанность удалять ссылки на них не распространится. Операторами поисковиков предложено считать лиц, которые обеспечивают их работу. Обязанность удалять ссылки будет возложена лишь на поисковики, «распространяющие информацию и рекламу», направленные на российских пользователей.

Требовать удалить ссылки на информацию о себе смогут лишь граждане, юридические лица в проекте не упоминаются. В заявлении об удалении ссылок на информацию о себе человек должен будет указать, доступ к какой именно информации хочет удалить, и представить основания для этого. Поисковику отведено три календарных дня на удаление ссылок или мотивированный отказ.

Проект также содержит поправки в Гражданский кодекс, которые дают право человеку требовать удаления порочащих и любых недостоверных сведений о себе от любых лиц, распространяющих ее в интернете. Это правило будет действовать и на поисковики — как на лиц, предоставляющих сведения о месте нахождения такой информации в интернете. Иск к поисковику гражданин сможет подать по месту своего жительства или в Москве — по месту нахождения Министерства связи и массовых коммуникаций, следует из законопроекта. Вступление закона в силу намечено на 1 января 2016 года.

Законопроект не ограничивает доступ к ресурсам, распространяющим информацию о гражданах, а создает механизм прекращения выдачи ссылок на эту информацию, сказано в пояснительной записке к законопроекту. Документ согласуется с общеевропейской практикой решения таких вопросов и будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан, считают авторы документа.

Информационные посредники как судьи

Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co. Матвей Алексеев видит несколько опасных для поисковиков моментов во введении «права на забвение». Во-первых, он напоминает, что поисковая выдача строится на данных, которые есть в сети, не всегда на одном источнике, а перестраивать систему работы поискового алгоритма дорого. Он считает, что за удаление информации при условии принятия данного закона люди должны платить. Во-вторых, такая норма дает возможность для злоупотребления информацией, точнее ее удаления, например, люди могут таким образом что-то скрывать. В-третьих, он обратил внимание на то, что поисковые системы — это информационные посредники: по его мнению, любой механизм взаимодействия с ними должен быть очень тонко и точно прописан законодательно.

Обращения граждан напрямую сейчас единичны, говорит Алексеев. Реагирует поисковик на решения суда: перестает индексировать признанную незаконной для распространения информацию.

«Я не понимаю, зачем нужно двойное регулирование», — сказала РБК директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации, частной жизни и изображений гражданина прописан в ст.152 Гражданского кодекса. Последние изменения, касавшиеся интернета, в эту статью внесли в 2013 году. Их принятие прошло с бурной дискуссией, но в итоге был выработан компромиссный для власти и интернета вариант, говорит Левова.

В ст.152.1 говорится, что гражданин может через суд потребовать удалить порочащую его информацию и требовать ее опровержения, а если эти сведения распространились по интернету, потребовать удалить их и дать опровержение «способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей». «Если информацию признали незаконной, поисковик ее перестает индексировать», — пояснила Левова. В действующих нормах речь о штрафах при отказе удалить ссылку по требованию пользователя нет, уточнила она.

Представители Google, «Яндекс» и Mail.ru Group пока не ответили на запросы РБК.

13 мая 2014 года Европейский суд принял решение, которое обязывает Google обеспечивать жителям континента «право на забвение». После этого поисковик получил вал обращений: к началу июля удалить ссылки на материалы, содержащие их персональные данные, потребовали более 70 тыс. человек, сообщала компания. Google, следуя решению суда, создал в нескольких европейских странах команды, удаляющие нежелательные материалы по требованию пользователей, которых эта информация касается.