Онлайн-сервис оплаты штрафов ГИБДД перестанет терять платежи

Подкомиссия по использованию информационных технологий при предоставлении госуслуг, действующая в рамках правительственной комиссии по ИТ, одобрила предложения Минкомсвязи о доработке механизма оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения через портал госуслуг. Это следует из протокола заседания подкомиссии, с которым ознакомился CNews.

Оплата штрафов – одна из наиболее популярных услуг, доступных в электронном виде. Чтобы ее получить, необходимо зарегистрироваться на портале госуслуг и заполнить на странице услуги необходимые поля (в частности, ввести номер водительского удостоверения и номер автомобиля). Обработку запроса портал обещает выполнить в течение двух минут. После этого сервис предоставит возможность распечатать квитанцию, либо перейти к оплате онлайн.

В нынешнем виде сервис не позволяет различить ситуации, когда человек ввел несуществующую пару номеров прав и автомобиля, и когда пара существует, но штрафов нет. «Мы хотим различать и говорить пользователю "такого водительского удостоверения нет, вы видимо ошиблись"», - рассказали CNews в Минкомсвязи.

Для решения этой задачи ГИБДД предстоит до конца 2013 г. разработать два сервиса в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): валидации госномера и свидетельства о регистрации авто, и валидации ФИО и водительского удостоверения.

Также Минкомсвязи добивается того, чтобы время ответа сервисов было минимальным: «В вебе пользователь не будет ждать 10-15 секунд, пока грузится страница. Нужно, чтобы сайт реагировал за доли секунды, а, значит, сервис ГИБДД отвечал еще быстрее».

Для этого, по мнению министерства, потребуется увеличить производительность серверного и сетевого оборудования, задействованного в процессе оказания услуг. Предложения об увеличении мощности должна будет разработать сама ГИБДД до 1 октября 2013 г.

В идеальной ситуации, после того, как нарушитель оплатил штраф, банк должен передать информацию об этом в систему Федерального Казначейства ГИС ГМП. На этом вопрос с оплатой должен считаться решенным. Однако, на деле взаимодействие с ГИС ГМП организовали далеко не все банки. Это приводит к ситуации, когда ГИБДД не может идентифицировать ряд получаемых платежей и считает штрафы не оплаченными.

Для временного решения этой проблемы Минкомсвязи совместно с МВД и Федеральным Казначейством намерены разработать на портале госуслуг механизм, через который граждане смогут закачивать отсканированные копии квитанций об оплате. «Этот сервис позволит гражданам заявить "я этот штраф уже оплатил"», - объясняют в Минкомсвязи.

Еще один пункт плана улучшений сервиса оплаты штрафов заключается в стимулировании граждан использовать электронные протоколы нарушений вместо бумажных. Разработать соответствующие предложения должны МВД и Минкомсвязи совместно.

«Сейчас если инспектор остановил машину за нарушение - он выписывает бумажный протокол. А потом (в течение 3 дней) заносит его в базу данных, - говорят в Минкомсвязи. - В идеале инспектор сразу должен формировать его в электронном виде (например, на планшете). Вторая, еще более важная часть этого вопроса - чтобы граждане сами хотели получать не бумажки по почте, а смс и email уведомления. Таким образом, мы уходим от бумажных технологий вообще, что давно пора сделать».

До 1 марта 2014 г. с помощью портала госуслуг граждане будут иметь возможность по запросу получать фотографии, на которых было автоматически зафиксировано их нарушение. «Сейчас при штрафах «с камер» человеку приходит бумажное письмо с фотографией его машины, а электронный сервис работает в отдельных регионах. Мы хотим добиться, чтобы во всех регионах можно было увидеть фотофиксацию нарушения на портале», - рассказывают в Минкомсвязи.

До 1 октября 2013 г. МВД должно представить в Минкомсвязи предложения о внедрении электронной очереди в отделениях ГИБДД в пилотных регионах.

Самое долгосрочное решение подкомиссии по услугам ГИБДД касается создания федеральной информационной системы, обеспечивающей ведение единого на всю страну ресурса сведений о начисленных и оплаченных штрафах. Она должна заработать до конца 2014 г.

«Сейчас в ГИБДД есть своя база данных в каждом регионе, а также единая федеральная, куда «собираются» данные, - говорят в Минкомсвязи. - При синхронизации баз бывают искажения и потери данных. А дальше возникает проблема - например, гражданин в федеральной базе штрафов не видит, а инспектор в региональной видит. Соответственно, нужна единая «точка истины» - то, что будет считаться правдой».