Комитет ГД по финансовым рынкам рекомендовал принять в первом чтении законопроект об электронной подписи.

Комитет Государственной думы по финансовым рынкам рекомендовал принять в первом чтении законопроект об электронной подписи, который заменит действующий федеральный закон. Законопроект определяет три вида электронных подписей: простая, усиленная и квалифицированная.

Также устанавливаются сферы использования каждого из видов подписи. Простая электронная подпись содержит только информацию о лице, подписавшем документ, но не позволяет установить неизменность подписанной информации. Она приравнивается к документу, подписанному тем или иным лицом. Усиленная подпись создается с использованием средств, которые подписывающее лицо способно сохранять под своим контролем, и позволяет обеспечить неизменность подписанного документа или обнаружить факт изменения такого документа. Электронный документ, подписанный таким образом, приравнивается к документу в бумажном виде, с соответствующей подписью и печатью. Квалифицированная подпись - это усиленная электронная подпись, имеющая квалифицированный сертификат. Она может использоваться при обращении в государственные или муниципальные органы, при направлении госорганами документов и т.д.

Законопроект предусматривает ответственность удостоверяющих центров, а также тех, кто использует усиленную или квалифицированную электронную подпись, за причиненный вред в результате нарушения правил их использования. Законопроект сохраняет наиболее активно используемое положение, что правила использования электронной подписи в корпоративной информационной системе устанавливаются решением владельца такой системы или соглашением участников отношений. При этом, согласно законопроекту, сертификаты ключей подписи, выданные в соответствии с действующим законом, будут действовать до истечения установленного в них срока.

При этом комитет предлагает ко второму чтению доработать механизм унификации требований к видам таких подписей и порядку их использования в определенных типах отношений, например, при предоставлении госуслуг или при межведомственном взаимодействии. Кроме того, рекомендовано уточнить полномочия удостоверяющих центров по выдаче и аннулированию сертификатов подписи, а также правовые последствия, которые возникают при прекращении деятельности таких центров. Кроме того, члены комитета считают, что ко второму чтению необходимо уточнить, на каких видах носителей - бумажных или электронных - будет выдаваться сертификат.

Согласно действующему законодательству, допускается использование только одной технологии электронной подписи (основанной на технологии асимметричных ключей подписи), делает необходимой иерархическую систему удостоверяющих центров. В сферу регулирования закона об электронной подписи не включены отношения, которые не являются гражданско-правовыми сделками, также законом не допускается электронная подпись юридических лиц. Действующий закон не согласован с иными законодательными актами РФ, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности и о техническом регулировании. Новый законопроект устраняет эти недостатки действующего закона. Кроме того, в документе изменено определение электронной подписи, в котором закреплен основной признак, присущий всем видам таких подписей - возможность ее использования для идентификации подписавшего информацию в электронно-цифровой форме физлица или юрлица. Предусмотрены механизмы признания иностранных электронных подписей.

Вместе с законопроектом рекомендован к принятию в первом чтении проект поправок в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием нового федерального закона об электронной подписи.