Группа экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ) вчера представила доклад, оценивающий последствия принятия в нынешнем виде законопроекта "О торговле". Выводы ВШЭ, сделанные накануне второго чтения проекта в Госдуме, парадоксальны. Меры госрегулирования, предусмотренные проектом, влекут за собой последствия, прямо противоположные декларируемым целям. По оценкам ВШЭ, их реализация приведет к выдавливанию с рынка российских производителей, стимулированию импорта и будет содействовать росту розничных цен на продовольствие за счет ограничения конкуренции сетей.

Как сообщил в своем докладе проректор ВШЭ профессор Вадим Радаев, по результатам опроса 500 менеджеров в пяти крупных городах (по 250 менеджеров от производителей и ритейлеров) исследователи обнаружили, что реальная ситуация в отрасли отличается от той, которую рисуют лоббисты законопроекта. В частности, выяснилось, что высокая отраслевая конфликтность обусловлена, по мнению борющихся друг с другом сторон, не условиями договоров, а их неисполнением. Экономисты отметили, что ретробонусы и "плата за вход" в первую очередь выгодны крупным производителям — ими они препятствуют входу на рынок мелких конкурентов,— а запрет на фиксацию дополнительных платежей в договорах поставки приведет лишь к возрождению "серых" схем и "откатов". 

По мнению ученых, порог для крупных сетей снизит инвестиционную привлекательность отрасли, а также предоставит преференции менее эффективным компаниям. Потребитель при этом пострадает не только от роста цен, но и от снижения доступности товаров. Экономисты ВШЭ не одобряют и идеи госрегулирования торговой наценки, которая сейчас вновь стала активно обсуждаться законодателями (сегодня рабочая группа Госдумы рассмотрит соответствующие поправки к законопроекту). В случае введения такого регулирования, предупреждают экономисты, законопроект будет прямо дискриминировать отечественных агропроизводителей — иностранные же компании будут стараться формировать наценки за пределами РФ.

Кроме того, ограничивая рост существующих сетей, закон прямо не запрещает компаниям при наличии значительных инвестресурсов захватить значительно большую долю рынка, создав крупный сегмент торговой сети с нуля. В итоге исследователи делают вывод, что попытки госвмешательства в гражданско-правовые отношения порождают "институциональные ловушки", когда "административные меры ведут к результатам, которые прямо противоречат декларируемым целям".

Своего рода сенсацией в ходе обсуждения стала попытка ФАС отказаться от авторства 16-й статьи законопроекта. Глава аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич заявил, что ФАС разделяет обеспокоенность экспертного сообщества по поводу содержания этой статьи, а антимонопольная терминология в статье используется "не по назначению".