Введут ли электронные сообщения в трудовых отношениях – пока очень сомнительно

Думский сайт утверждает, что законопроект о юридически значимых сообщениях в трудовых отношениях подправили. Проект вносился депутатами прошлым летом (№ 736455-7), однако, хоть проблема и назрела, но реализовать ее хотели настолько криво, что в ноябре ответственный комитет (по труду и соцполитике) направил проект на доработку еще до первого чтения (такое бывает, прямо скажем, не часто).

Слабая сторона

Какие же претензии были к проекту? Во-первых, подход к обмену электронными сообщениями был "слизан" с гражданских правоотношений. А ведь трудовые от них в корне отличаются. В гражданских отношениях стороны примерно в равном положении, а в трудовых – работник является слабой и ущемленной стороной в случае возникновения спорной ситуации с работодателем. Особенно, если оборудование, при помощи которого сообщения отправлялись работником или ему доставлялись, находится под контролем работодателя – тогда работник вообще ничего доказать не сможет: ни тот факт, что что-то отправлял, ни, например, что чего-то не получил.

В то же время законопроект предусматривал, что сообщение считается полученным с момента его доставки, даже если работник его не увидел или не открыл, "по обстоятельствам, зависящим от него". Комитет указывал, что законопроект не проясняет, какие обстоятельства считаются таковыми и как их отличить от независящих. Как следствие, не докажешь момент получения сообщения и отсчета того или иного срока (например, срока предупреждения об увольнении).

К тому же, не было понятно, как достоверно определить лицо, отправившее сообщение. Когда ни работник, ни работодатель – не эксперты в этой области, третьи лица без труда могут что-то сфальсифицировать.

Игры разума

Также было непонятно, каким конкретно способом работник может отказываться от электронного обмена сообщениями (и вернуться к традиционному ознакомлению под роспиь). Также проект не прояснял, как следует хранить электронные сообщения, если необходимо обеспечить их сохранность длительное время.

Еще один "интересный" косяк, на который обратил внимание комитет, таков: предлагалось закрепить, что при вступлении в переговоры о найме работник и работодатель обязаны действовать добросовестно – не вступать в переговоры при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной. Это весьма странно, так как кандидатов на должность обычно несколько, а договор заключается лишь с одним. Такая норма запрещала бы устраивать собеседования с несколькими претендентами, ведь не с каждым из них есть намерение заключить договор.

Также проект содержал положения, которые могли бы вызвать множество споров о самом факте заключения трудового договора, отмечал комитет.

Видимость исправления

Новая версия проекта, который внесли с новым номером как бы "с нуля" (№ 967986-7), предусматривает, что требования к электронным средствам, позволяющим на материальном носителе воспроизвести сообщение без искажений, будут определяться правительством РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, колдоговором.

Интересно, о чем это речь? Кабмин должен установить требования к принтерам? И, к тому же, забавно, что приоритет отдается "творчеству" работодателя.

Вместе с тем, разработчик не проявил большой фантазии при поиске способа должной идентификации отправителя сообщений. Но оговорку об электронной подписи все же внесли – это теперь один из возможных способов установить отправителя. Но – не единственный: иное может быть установлено в том числе трудовым договором.

Как быть, если у работника ЭП нет (в случае выбора такого способа подтверждения "личности"), законопроект не проясняет. При таких условиях работодатель вполне сможет возложить на работника почетную обязанность обзавестись ЭП за свой счет и платить за ее поддержку.

Хранение сообщений должно будет прописываться локальным актом. Насчет определения момента доставки сообщения ничего нового не проясняется. Насчет порядка отказа работника от электронного обмена говорится, что сделать это можно или тем же электронным путем, или на бумаге. К тому же, теперь проект вводит требование о том, что положения трудового договора об электронных сообщениях не должны ущемлять права работника. В общем-то, довольно формально.

Насчет переговоров с несколькими кандидатами авторы тоже все еще настаивают на том, что было внесено в проект изначально. Не понятно, зачем вообще это, по их мнению, надо прописывать.

В целом – вряд ли проект теперь больше защищает работников, чем его начальная версия.

Лучшее – враг хорошего

В итоге, с основными проблемами, на которых заострил внимание комитет, разработчики законопроекта не справились. Или у них кошачья надежда "а вдруг теперь прокатит"?

Наверное, лучше бы комитет теперь отфутболил этот законопроект окончательно. Или – правительство. Вообще, не очень-то теперь и понятно, зачем такой законопроект нужен, ведь не так давно дан "зеленый свет" эксперименту по электронному кадровому документообороту – подписан соответствующий закон.

Он хотя бы предусматривает снабжение работников электронными подписями за счет работодателя. Причем, набор документации, которую надо перевести в электронный вид, определяет работодатель – это могут быть любые документы, для которых предусмотрена обязательная письменная форма или ознакомления под роспись. Так что новый законопроект по своей сфере действия частично пересекается с имеющимся законом, предлагая при этом другое регулирование, что может привести к новым спорным ситуациям.

Напомним, что на данный момент попытки сторон трудового договора договориться о чем-то по электронке оканчиваются в судах. Например, при попытке работника получить трудовую книжку, при восстановлении уволенного на работе, при необходимости уйти в отгул, при подаче заявления на увольнение или отзыве такого заявления.


Источник : Audit-it.ru