Большинство жителей нашей страны ограничиваются получением диплома.

Ученые Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) выяснили, что непрерывное образование в России востребовано значительно меньше, чем в большинстве европейских стран. Например, самообразованием занимается 20% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. А доля таких людей в Германии, Франции и Швеции составляет от 52 до 84%. Эксперты объясняют ситуацию особенностями российского рынка труда и отечественной системы образования.

Непрерывное образование включает формальное (обучение в вузе или техникуме), дополнительное (курсы повышения квалификации и семинары) и самообразование (неформальное индивидуальное обучение). По данным ВШЭ, во всех европейских странах наиболее распространено самообразование. Россия здесь занимает предпоследнее место (20%), последнее  - у Румынии (18%). Больше всех самообразованием занимаются словаки (84%), шведы и австрийцы (76%).

По вовлеченности в дополнительное образование россияне оказались третьими с конца (12%), обогнав греков и румын. А первые три места достались жителям Швеции (69%), Люксембурга (68%) и Норвегии (57%).

А вот в рейтинге по формальному образованию Россия — в пятерке лидеров: 8% получают дополнительные знания в официальных образовательных учреждениях. Такой же результат — пятое место — показала Норвегия. На первом — Великобритания (15%), на последнем — Румыния (1%).

Заведующая отделом мониторинга образования института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Наталья Бондаренко рассказала «Известиям», что данные об образовании россиян получены в ходе опроса городских и сельских жителей в возрасте от 25 до 64 лет включительно.

— По вовлеченности населения в дополнительное и самообразование Россия отстает от большинства европейских стран. Среди основных причин неучастия в непрерывном образовании, которые называли сами респонденты, — отсутствие потребности в получении новых знаний в связи с работой и в целом ради общего развития, — сказала эксперт. 

В ходе исследования выяснилось, что наиболее активно занимаются своим образованием обеспеченные и молодые люди. А вовлеченность респондентов в возрасте от 55 лет и старше — минимальна. Это объясняется снижением активности на рынке труда и потребности в получении новых знаний у людей старшего возраста.

— В ЕС массово развивается идея активной старости, участия пожилых людей в общественной деятельности, что формирует у них потребность в саморазвитии. А в России выход на пенсию означает снижение социального и экономического статуса, общественной активности, — отметила Наталья Бондаренко.

Еще одна причина — недостаток образовательных услуг. Особенно это касается небольших городов. Член комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты (ОП) РФ Роман Дощинский объясняет ситуацию традициями и особенностями нашей системы образования. Все необходимые для работы знания российские граждане получают в школе и институте. Это избавляет их от необходимости самостоятельно восполнять пробелы.

Член ОП отметил, что в Европе и США подход к образованию иной: в школе и учреждениях профобразования дают «общие жизненные компетенции», поэтому люди должны пребывать в состоянии образовательного процесса постоянно. Также иностранцы вынуждены заниматься дополнительно и в связи с особенностями кадровой политики: во многих корпорациях есть установка, что работник должен менять профессию через каждые три года. В этом заинтересованы и коммерческие компании, предоставляющие образовательные услуги.

Но у экспертов российского рынка труда другое мнение.

— Как правило, для работодателя важны практические навыки соискателя, а не его диплом. Поэтому я считаю, что дополнительное образование — это очень важно, — сказала член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Виктория Пятница. 

По ее мнению, российские вузы дают качественное образование, однако не всегда идут в ногу со временем и не успевают обновлять учебные программы. В итоге случается, что работодатель получает специалиста, которого нужно доучивать.