Абхазия, Казахстан и Финляндия - именно эти бюджетные направления стали лидерами туристического рынка в 2016 году, о чем свидетельствуют данные Ростуризма.

Основным итогом туристического сезона прошлого года стало снижение выездного туризма, число заграничных поездок уменьшилось на 6,5 процента.

Так, по данным Росстата, в 2016 году турпоток сократился 10 процентов год к году до 32 миллионов человек.

"Причин падения несколько: затяжное падение реальных доходов населения, ослабление рубля к основным мировым валютам, рост цен из-за новых взносов операторов, запрет на выезд за границу ряду групп населения и т.д.", - говорит аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин. По его словам, одним из бенефициаров этого процесса стал внутренний и отчасти въездной туризм. В 2016 году внутренний туризм в России вырос также на 10 процентов - до 55 миллионов человек, а въездной туристический поток увеличился на 15 процентов - до 3,5 миллиона человек. "Несмотря на слабый платежеспособный спрос и дорогое авиасообщение, переориентации турпотоков способствует и слабый рубль", - добавляет Нигматуллин.

По словам руководителя комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Ильи Уминского, количество людей, путешествующих внутри страны, традиционно превышает количество тех, кто решается поехать за границу, однако этот турпоток гораздо сложнее измерить.

В отличие от выездного, внутренний туризм является неорганизованным, так как, чтобы поехать в соседний город, достаточно купить билет на поезд, а в некоторых случаях - просто сесть в машину. При этом рынок внутреннего туризма гораздо более емкий и объемный, говорит Илья Уминский.

По словам эксперта, в 2016 году ключевым фактором оказалось закрытие популярных у российских путешественников направлений -Турции и Египта.

"Увеличению внутреннего туризма способствовала и целенаправленная политика по формированию разнообразных специальных предложений, событийно-познавательного отдыха, развитию инфраструктуры отрасли", - поясняет аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

Опорной точкой для российских городов в развитии туристической инфраструктуры, чаще всего, становятся крупные события. Самые яркие примеры - Олимпиада в Сочи и Универсиада в Казани. По оценке Ростуризма, самый значительный рост за лето показал Крым, по сравнению с 2015 годом полуостров посетило на 25 процентов больше туристов.

Более того, опережающими темпами развиваются восточные направления; прирост туристического потока на Курильские острова составил 24 процента, в Алтайский край - 20 процентов. Однако при таком росте устаревшая инфраструктура регионов, не приспособленная к большому наплыву туристов, не справляется, добавляет Гойхман.

Интересно, что Краснодарский край посетило всего на 12 процентов больше туристов, чем за тот же период 2015 года.

По мнению Уминского, для развития внутреннего туризма необходимо инвестировать в строительство крупных гостиничных комплексов, "чтобы ленивый российский сервис смог догнать количество приезжающих туристов".

Более того, в России есть места, где руками энтузиастов малого бизнеса были созданы интересные локальные проекты. Таким примером нетривиального развития российского туризма можно назвать подмосковную Коломну, где еще несколько лет назад не было ничего кроме монастыря.

"Теперь в Коломне есть мануфактура "Душистые радости", удалось наладить производство калачей и яблочной пастилы по старинным технологиям, организовать стилизованную экскурсию и запустить еще несколько частных проектов. Правда, чтобы попасть на экскурсии в этом городе, записаться придется заранее", - предупреждает куратор проекта "Приметы городов" Юлия Зинкевич.

В качестве еще одного позитивного примера она приводит опыт воронежских предпринимателей, которые восстановили из руин старинные палаты и открыли отель "Бронзовый кабан". "Путешествий внутри страны, удивительных богатств много в России, но мало каким из них удалось стать предметом грамотного пиара", - отмечает Илья Уминский.

Как правило, позиционированию региона как привлекательного туристического направления способствуют инвестиции со стороны региональных властей в инфраструктуру: пешеходные зоны, обустройство парков, объекты культурного значения, отмечает Нигматуллин. По оценке ГК "Финам", всего в России около 10 тысяч заведений сферы гостеприимства, а объем рынка оценивается в 200-240 миллиардов рублей.

"Загрузка качественного номерного фонда составляет около 40-50 процентов в зависимости от ценовой политики и расположения, что является нормальным показателем", - говорит Нигматуллин. С другой стороны, по словам Ильи Уминского, российскому туристическому бизнесу рано радоваться: турецкие операторы анонсируют уникальные и небывалые ценовые предложения на следующий год. "Ведь туркам нужно нагнать упущенное время и вернуть славу страны туристического гостеприимства и безопасности, а заодно и потерянную статью бюджета", - говорит эксперт.