В Госдуму внесен законопроект о поправках в закон «О безопасности дорожного движения».

Депутат Госдумы Дмитрий Носов (ЛДПР) внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, который обяжет водителей транспортных средств максимальной массой более 3,5 т возить с собой в зимнее время цепи противоскольжения. По мнению автора документа, дополнения в российское законодательство актуальны, так как направлены на охрану жизни автомобилистов и снижение аварийности на дорогах.

Согласно законопроекту помимо поправок в ФЗ «О безопасности дорожного движения» предлагается внести дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие штраф за несоблюдение этого пункта правил в размере 3 тыс. рублей.

По словам Дмитрия Носова, необходимость принятия закона обусловлена зимними заторами, которые зачастую образуются по вине большегрузного автотранспорта.

— Многие из нас видели картину, как зимой какой-нибудь грузовик не может тронуться с места. Каждый год одно и то же: столько аварий и коллапсов на дороге происходит из-за тяжелого транспорта на всесезонной резине, не оборудованного цепями противоскольжения, — объясняет автор инициативы. — Вы помните, как от Москвы до Твери автомобилисты не могли проехать четыре дня, был введен режим ЧС. Такой же ад водители переживали и в Ростове-на-Дону.

По мнению законодателя, постоянная транспортировка цепей противоскольжения не принесет автомобилистам больших хлопот и затрат.

— Мы предлагаем грузовикам и автобусам в зимнее время обязательно иметь комплект съемных цепей. Они не занимают много места, зато позволят решить проблему в корне. Сотрудник ГИБДД сможет остановить любую фуру, проверить, чтобы цепи были на месте. Легковую машину, если она застрянет, могут толкнуть 2-3 человека, а многотонный автобус массой несколько тонн невозможно сдвинуть с места. Для этого автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, в зимнее время должны быть укомплектованы такими цепями, — пояснил парламентарий.

В законопроекте отмечается, что зимние погодные условия начинаются в октябре, а заканчиваются в марте. Таким образом, водителям придется возить с собой цепи противоскольжения на протяжении полугода. При этом автор закона предусмотрел, что временные рамки могут быть изменены субъектами из-за разных климатических условий в разных регионах страны.

Сенатор от Ивановской области, зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев считает, что это необходимая законодательная инициатива.

— В Европе, где зимы несравнимо теплее, чем в большинстве регионов России, такая норма почти везде принята. Я полагаю, что в нашей стране введение этой меры тоже было бы оправдано. Коллега-парламентарий предлагает законопроект обоснованно, и я думаю, что многие его поддержат, — сказал Валерий Васильев.

Первый зампред комитета ГД по транспорту Виталий Ефимов («Единая Россия») также выступил за принятие закона.

— Я начал работать водителем в 1958 году. Тогда без цепей вообще ездить было невозможно, потому что дорог не было ни летом, ни зимой. Это нормальный закон для зимнего периода и наших дорог, — считает парламентарий. — Например, домкрат же мы возим… еще и цепи бросим в багажник. Плохо, что «Газели» не попадают под действие этого закона, а их много. Над этим тоже нужно подумать.  

Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко рассказал «Известиям», что законодатели, возможно, немного опаздывают с введением новых правил, так как многие ответственные водители, совершающие перевозки по заснеженным трассам, почти всегда имеют под рукой цепи противоскольжения.

— Цепи противоскольжения — это приспособление, которое может и должно использоваться на очень коротких отрезках заснеженной трассы — подъем, горка, крутой спуск. Во всех остальных случаях цепи противоскольжения убивают асфальт, а потом убивают колеса, — пояснил эксперт. — Вот есть отрезок, который каждую зиму заметает. Там устанавливается специальный знак. В такой ситуации цепь поможет. В случае с затруднениями на трассе Москва-Питер это не поможет, потому что там была сама дорога не чищена.

По мнению координатора общества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, инициатива депутата своевременна, а размер штрафа вполне обоснован.

— Размер штрафа должен быть сопоставим с размером неудобств, которые водитель причинил или может причинить обществу. Грузовик, который не может подняться в горку, а цепей у него нет, действительно создает серьезные неудобства, — рассказал общественник. — Но нужно понимать, что это не должно стать панацеей от бездействия коммунальщиков, потому что эти цепи наносят вред дорожному покрытию.

Требование иметь при себе цепи противоскольжения введено во многих странах. Так, в Австрии с 15 ноября по 15 марта водители автомобилей массой свыше 3,5 т обязаны иметь при себе цепи противоскольжения и использовать их на сложных участках дороги, не причиняя вреда дорожному покрытию. Аналогичные правила действуют в Германии, Швейцарии, Франции и Италии.

В декабре 2012 года глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение первому зампреду правительства Игорю Шувалову рассмотреть вопрос законодательного введения обязательного использования цепей противоскольжения.