"Открытое правительство" не поддержало идею об отмене привилегий для чиновников в виде автомобилей с мигалками. Эта инициатива ранее набрала 100 тыс. подписей на сайте "Российской общественной инициативы" (РОИ). Правозащитники настаивали, что мигалки "вызывают волну ненависти к власти", оказывают "деморализующий эффект на водителей", и напоминали, что сократить количество маячков обещал Владимир Путин. Руководство МВД расценило эти заявления как призывы к "разжиганию социальной розни", в ФСО же считают, что от отмены мигалок пробки не исчезнут. Это уже четвертая по счету инициатива РОИ, отклоненная Белым домом.

Вчера в Белом доме экспертная рабочая группа "Открытого правительства" рассматривала общественную инициативу об отмене права "приоритетного проезда всех автомобилей, кроме машин оперативных служб". Именно в такой формулировке она собрала более 100 тыс. голосов на сайте "Российской общественной инициативы" — системы по сбору подписей под интернет-петициями.

Создать такой механизм Владимир Путин поручил в 2012 году: если инициатива набирает 100 тыс. голосов пользователей на roi.ru, она поступает на рассмотрение рабочей группы, которая решает, нужно ли разрабатывать "проект нормативного правового акта" или принимать "иные меры по реализации инициативы". В группу, которую возглавил глава "Открытого правительства" Михаил Абызов, вошли представители бизнеса, науки, общественности, предприниматели. Одной из первых инициатив, набравшей 100 тыс. голосов, стала идея о запрете чиновникам закупать за госсчет автомобили дороже 1,5 млн руб., но осенью 2013 года экспертная группа назвала ее нецелесообразной. Та же судьба постигла инициативу об отмене "антипиратского закона".

Тема спецсигналов волнует общественность уже много лет. Сегодня на автомобилях с мигалками без цветографической схемы ездят чиновники. Число таких машин сокращено указом президента в 2012 году с 965 до 569, однако их появление на дорогах по-прежнему вызывает негодование водителей, что и стало поводом для сбора подписей.

"Когда чиновник на автомобиле проезжает мимо автомобилистов, стоящих в пробке, это вызывает волну ненависти в отношении власти,— заявил вчера лидер "Синих ведерок" Петр Шкуматов, один из инициаторов идеи.— Это оказывается деморализующий эффект на участников движения". Он вспомнил предвыборное обещание Владимира Путина сократить количество машин со спецсигналами до нескольких десятков. "Контроль за машинами со спецсигналами почти отсутствует, некоторые с мигалкой в магазин ездят",— поддержал его руководитель проекта Probok.net Александр Шумский.

Оппонентами выступали силовики, раскритиковавшие тезис, что реализация инициативы приведет "к уменьшению заторов на дорогах". В заключении ФСО было сказано, что спецсигналы нужны для "недопущения создания условий, порождающих угрозу безопасности объектов госохраны", а их отмена "не окажет влияния на количество заторов". По словам главы Центра организации дорожного движения Москвы Михаила Порташникова, анализ показал, что выезд VIP-автомобиля на выделенные полосы не влияет на "цикличность движения автобусов, троллейбусов и даже трамваев".

"С формальной точки зрения 100 тыс. человек выступили против уменьшения заторов,— заметил замминистра МВД Игорь Зубов.— А те, кто инициативу представляет, говорят совершенно о другом. Терминологию, которую они используют, можно интерпретировать как разжигание социальной розни. Мы сегодня наблюдаем, что попытки расшатывания государств начинались с подобных моментов". Он дал понять, что проблема мигалок преувеличена. Глава комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин, в свою очередь, отметил, что "приоритетное право проезда автомобилей" нормативно нигде не закреплено. "Имеют место нарушения, но права такого нет",— заявил он.

"Предмета законодательного регулирования данная инициатива не имеет,— резюмировал Михаил Абызов.— Мы не можем рекомендовать правительству рассмотреть ее на предмет законодательного обеспечения". Чиновник, впрочем, признал, что "приоритеты и привилегии раздражают водителей". Он предложил выложить в сеть видеосъемку с ключевых городских магистралей, обязав МВД отчитаться, на каком основании та или иная машина со спецсигналом или без него нарушает ПДД.

"Формально предвыборное обещание президента выполнено: инициативы РОИ в правительстве рассматриваются, а других обещаний и не давалось,— заявил "Ъ" президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.— Думаю, что время от времени какие-то идеи, наиболее безболезненные, в правительстве все-таки будут утверждать, а другие — отправлять на доработку. Все это в итоге приведет к снижению каких-либо ожиданий от РОИ".