Рост экспорта бензина и курсов валют подстегнули стоимость бензина на заправках на 0,5–5% с начала года.

Розничные цены на бензин подтянулись вслед за оптовыми. За март в большинстве российских регионов цены на заправках, по данным ИАЦ «Кортес», пошли вверх: по отношению к январю текущего года они выросли на 0,5% в Дальневосточном федеральном округе, на 4,8% — в Татарстане, незначительное повышение зафиксировано и в других округах. Сбытовая «дочка» «Лукойла» — компания «Лукойл-Центрнефтепродукт» централизованно подняла цены на автомобильное топливо в регионах своего присутствия от Москвы до Калининграда на 50 копеек за литр. То же самое сделала и «Газпром нефть» в Новосибирской области. Аналитики объясняют рост стоимости на топливо увеличением экспорта нефтепродуктов, резким снижением курса рубля с начала года, а также тем, что цены на заправках догоняют резко скакнувшие ранее оптовые цены на топливо, которые в различных регионах с начала года выросли от 15 до 22%. В ФАС уже пообещали наказывать те нефтяные компании, которые будут задирать цены для автолюбителей слишком резко.

По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ ТЭК) при Минэнерго, в период с ноября 2012 года по февраль 2013 года объем поставок высокооктанового бензина на внутренний рынок составил 11,4 млн т, в тот же период 2013-2014 годов эта цифра уменьшилась на 400 тыс. т, до 11 млн т. В то же время существенно вырос объем экспорта бензина при незначительном росте уровня его производства. С октября 2013 года, по статистике ЦДУ ТЭК, экспорт автобензина составил 1,46 млн т, притом что в тот же период 2012-2013 годов компании вывозили из страны на 529 тыс. т меньше качественного бензина (0,93 млн т). Производство бензинов в России выросло в 2013 году на 0,9 млн т по сравнению с 2012 годом — до 36,4 млн т.

При сокращении предложения бензина на внутреннем рынке на фоне плановых весенних ремонтов НПЗ как в Центральном регионе, так и на Дальнем Востоке независимые продавцы бензина начинают активно скупать биржевое топливо, что приводит к росту цены на торговых площадках, а также к росту отпускных оптовых цен на НПЗ крупных нефтяных компаний. В итоге «Лукойл-Центрнефтепродукт» главной причиной роста своих розничных цен назвал резкое повышение бензиновых цен в опте, которое рынок наблюдает с начала текущего года.

— На бензин Аи-92 с начала года биржевые цены выросли на 5 тыс. рублей за тонну, а на Аи-95 — на 5,2 тыс. рублей за тонну, что в пересчете составляет более 3 рублей на литр, — отметил представитель компании «Лукойл-Центрнефтепродукт».

В ответ начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ) Дмитрий Махонин заявил, что такие объяснения некорректны.

— На бирже продают всего 10% объема внутреннего рынка бензина. Интересно посмотреть, будет ли «Лукойл» корректировать цены на АЗС, если биржевые цены упадут, — замечает представитель ФАС.

Дмитрий Махонин отмечает, что пока наказывать нефтяников антимонопольщикам не за что, поскольку цены на бензин растут ежегодно перед весенней посевной, а также в связи с ростом спроса на топливо среди автолюбителей. Текущий рост цен на заправках, по его оценкам, соизмерим с общим ростом индекса цен потребительской корзины в стране.

Однако в ФАС обещают, что в случае резкого роста цен на АЗС компании будут наказаны.

В «Газпром нефти» не смогли предоставить официальный комментарий о причинах роста цен на АЗС. Источник в «Газпром нефти» замечает, что цены на своих заправках компания поднимает не повсеместно, а выборочно. Собеседник называет одним из главных факторов повышения цен на бензин плановые ремонты НПЗ, рост затрат на транспортировку топлива, а также необходимость подтягивать розничные цены к оптовым.

Крупнооптовые цены на НПЗ ОАО «НК «Роснефть» устанавливаются исходя из цен, сформировавшихся в результате ежедневных биржевых продаж на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). В соответствии с предписаниями ФАС России компания реализует нефтепродукты своим сбытовым дочерним обществам по тем же ценам, что и сторонним потребителям, то есть на недискриминационных условиях.

— Розничные цены ОАО «НК «Роснефть» формируются с учетом динамики крупнооптовых цен НПЗ компании, временного лага, необходимого для физической доставки топлива в регионы, срока оборачиваемости нефтепродуктов на нефтебазах, а также в зависимости от баланса спроса и предложения на локальных рынках. Учитывая вышесказанное, темпы динамики розничных цен могут отличаться по региональным рынкам, — говорит представитель «Роснефти».

По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, розничные цены растут с отставанием от оптовых примерно в диапазоне от двух недель до двух месяцев.

— Скачок цен на АЗС обусловлен ростом курса доллара и евро по отношению к рублю, а также ростом акциза на бензин. И цены, увы, продолжат рост, так как нет рыночных факторов, которые его сдержат, — отмечает эксперт. По его словам, негативный тренд на бензиновом рынке — это существенное сокращение маржи независимых продавцов автомобильного топлива из-за высоких оптовых цен и не поспевающей за ним розницы: их прибыль снизилась с традиционных 15-23% до 10-15%.

По оценкам участников рынка, рост цен на бензин по итогам года может составить 10-15% вместо прогнозируемых ранее Минэнерго 4,5-5%, или по уровню инфляции. Представители Минэнерго, несмотря на резкий рост экспорта бензина и сокращение предложения его на внутреннем рынке, продолжают успокаивать рынок.

— В настоящее время компании продолжают формировать необходимые запасы топлива к 1 апреля в соответствии с рекомендациями Минэнерго России, что позволит успешно пройти период ремонтов нефтеперерабатывающего оборудования на крупнейших российских заводах, — отметили в пресс-службе ведомства.

По оценкам директора по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, рост цен на АЗС может продолжиться, так как рентабельность независимых продавцов бензина — исходя из текущих биржевых цен на топливо — приблизилась к нулевой. Главными индикаторами роста цен на заправках он назвал весенний спрос на топливо, плановые ремонты крупнейших НПЗ, а также существенный рост экспорта бензина, в результате которого снизилось предложение на внутреннем рынке.