В Думу внесен законопроект, в 35 раз увеличивающий штрафы за продажу просроченных продуктов. Альтернативой этому наказанию может стать закрытие торговой точки сроком на 3 месяца.

С февраля 2010 года в России обязательная сертификация продуктов питания, действовавшая с начала 1990-х годов, была заменена на добровольную. Отменяя сертификацию, чиновники ожидали снижения розничных цен, поскольку производителям не придется тратиться на прохождение экспертиз. Однако не весь бизнес оценил снижения административного давления, и качество продуктов питания, предлагаемого некоторыми представителями российского ритейла, оставляет желать лучшего. В Госдуме сделали попытку ужесточить наказание за присутствие на торговых прилавках просроченных продуктов питания.

В Госдуму внесен законопроект, в десятки раз увеличивающий штрафы за продажу просроченных продуктов. "Законопроектом предлагается увеличить штрафы за продажу товаров ненадлежащего качества до 700 тыс. рублей. Альтернативой штрафу станет приостановление деятельности магазина на срок до 90 суток", - сообщил журналистам в понедельник автор соответствующих поправок в КоАП Антон Беляков (фракция "Справедливая Россия").

Он обратил внимание на то, что сейчас тот, кто продает продукты с истекшим сроком годности, отделывается "смешным штрафом" в 20 тыс. рублей

"Для воспрепятствования потоку некондиционной продукции на российском рынке необходимо серьезно ужесточать санкций за реализацию таковой", - подчеркнул парламентарий.

А.Беляков уточнил, что, независимо от избранной санкции, предусматривается и обязательная конфискация некачественного товара.

По словам депутата, "ответственность должна наступать за сам факт нахождения такого продукта на прилавке, а не с момента покупки товара".

Он заметил, что "сегодня в стране сложилась катастрофическая ситуация, когда посещение продуктовых магазинов превращается в поиск качественных или хотя бы просто непросроченных товаров, и мы уже смирились с тем, что в магазинах, даже дорогих, нам может быть продан откровенно тухлый продукт".

Депутат сослался на данные "Ростеста", в соответствии с которыми до 80% реализуемых на территории страны товаров не соответствует нормам безопасности и качества.

"При этом, например, в Европе не покупатель выискивает на прилавках продукты, пригодные к употреблению, а работники магазина обязаны следить, чтобы в ассортименте не было просроченных товаров", - отметил А.Беляков. Он полагает, что к такому ответственному отношению их подталкивают солидные штрафы, которые налагаются на владельцев магазина, торгующего некондиционным товаром.

"Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тыс. евро) и в Турции. Кроме того, в Евросоюзе, где бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов, рискуют потерять бизнес", - сказал А.Беляков.

Напомним, обязательная сертификация была введена в России в начале 90-х годов прошлого века, когда в ходе либерализации экономики и внешней торговли на российский рынок хлынул поток низкокачественного товара. Но со временем назрела необходимость реформирования этой системы. Эксперты признавали, что она деградировала и не выполняла возложенных на нее функций - сертификаты можно было приобрести в компаниях, не имеющих необходимого оборудования для проверки безопасности продукции. И вот с 15 февраля 2010 года вступило в силу постановление правительства, отменяющее обязательную сертификацию продуктов питания, косметической продукции и посуды, заменяя ее на добровольное декларирование.

Но отмена обязательной сертификации, как полагали в Ростесте и Обществе защиты прав потребителей, могло привести к снижению качества и безопасности продающейся в России пищевой и косметической продукции (что подтверждается данным, приведенными депутатом А.Беляковым).

"У нас есть серьезные опасения, что с отменой обязательной сертификации упадет уровень безопасности продукции и защищенности населения", - заявляла тогда председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова. При этом, сетовала защитница потребителей, государственные надзорные органы не могут проводить проверки производителей чаще раза в три года.

Но, как подчеркивала Н.Голикова, переходя на добровольную сертификацию, совершенно не подумали о том, что необходимо изменить кодекс об административных правонарушениях. "Те штрафы, которыми чревато сейчас нарушение прав потребителей, настолько смешные, что любой продавец легко выплатит их и продолжит реализацию недоброкачественного товара", - подчеркивала Н.Голикова. Эксперты считали, что вводимые тогда штрафы за нарушение санитарных норм и норм закона о защите прав потребителей в размере до 10 тыс. рублей для юридических лиц не мотивируют ни ритейлеров, ни производителей следить за качеством продукции.

В Ростесте с отменой обязательной сертификации и вовсе опасались возврата в лихие 90-е, к засилью недоброкачественных и контрафактных товаров. Как отмечал тогда глава ЗАО "Ростест" Алексей Медников, хорошо бы изучить мировой опыт. Вот, например, с 2010 года в Евросоюзе вступила в действие новая директива, которая "категорически ужесточает требования к пищевой продукции" и требует, чтобы качество продаваемого товара гарантировал и производитель, и импортер, и продавец.