Повышение территориального коэффициента к тарифу ОСАГО планируется в 169 из 299 городах РФ, и лишь 6 городов могут надеяться на снижение коэффициента, сообщил президент РСА Павел Бунин.

Повышение территориального коэффициента к тарифу обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) планируется в 169 из 299 городах РФ, без изменений коэффициент останется в 124 городах, а 6 городов по результатам анализа актуариев Российского союза автостраховщиков (РСА) могут надеяться на снижение коэффициента к тарифу ОСАГО, сообщил журналистам президент РСА Павел Бунин, комментируя достижение предварительных договоренностей с Минфином РФ относительно корректировки значений территориальных коэффициентов в ОСАГО.

По его словам, "ряд регионов Российской Федерации оказались убыточными в ОСАГО, а некоторые превышают критический порог убыточности в 77%. Среди них Костромская область, республика Башкортостан, Ульяновская, Мурманская, Ивановская области, республика Карелия, Курганская, Новгородская области, Камчатский край, Тульская область и другие".

Из-за убыточности ОСАГО в некоторых регионах рынок покинул ряд региональных страховых компаний, в частности, СК "Урал АИЛ" (Пермь), СК "Север Полис" (Тюмень), СО "Асоль" (Тольятти) и некоторые другие компании.

Для урегулирования этой проблемы РСА подготовил корректировки коэффициента страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Повышение коэффициента предложено провести в 169 из 299 городов, без изменений региональный коэффициент останется в 124 городах, а 6 городов по результатам анализа актуариев РСА могут надеяться на снижение коэффициента к тарифу ОСАГО.

РСА настаивает: для "подснежников" - дороже

Автостраховщики также предложили повысить цену для "коротких" полисов ОСАГО. Такие полисы, в частности, приобретают дачники на теплый погожий период года.

"Изначально практика страхования ОСАГО с периодами использования транспортного средства менее 6 месяцев отсутствовала", - отметил президент РСА. Он добавил, что коэффициенты для периодов использования полисов ОСАГО в течение 3, 4 и 5 месяцев были основаны на статистике полисов "Зеленая карта" и опыте некоторых зарубежных стран.

"Статистика, которой располагает РСА в настоящее время, позволяет сделать вывод, что установленный для периодов использования транспортных средств продолжительностью 3, 4 и 5 месяцев коэффициент оказался недостаточным. В связи с этим, по расчетам РСА, необходимо повысить коэффициент для 3-месячногоо договора ОСАГО с 0,4 до 0,5, для 4 месяцев - с 0,5 до 0,6 и для 5 месяцев - с 0,6 до 0,65", - отметил П.Бунин.

По мнению главы РСА, также планируется повышение коэффициента страховых тарифов ОСАГО, которые зависят от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством. "Это обусловлено высокой убыточностью по молодым водителям и водителям с небольшим стажем вождения. В связи с тем, что действующие коэффициенты недооценивают риск для этих категорий водителей, РСА предлагает увеличение коэффициента с 1,7 до 1,8 для водителей моложе 22 лет и со стажем вождения менее трех лет", - сообщил П.Бунин.

Узда для тарифа ОСАГО - в наказаниях для лихачей

Президент РСА напомнил, что коэффициенты к тарифу ОСАГО предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам. По сути, они являются отражением реальной статистики.

По его словам, "с момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз - в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу, в то время как накопленная инфляция за это время составила более 200%".

За период применения закона об ОСАГО российский автопарк существенно изменился - произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по "железу", в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормо-часа на станциях техобслуживания.

После принятия Госдумой ряда поправок в закон об ОСАГО увеличился объем обязательств российских автостраховщиков. Так, например, был упразднен верхний совокупный лимит страховой суммы за вред жизни или здоровью всех потерпевших в размере 240 тыс. рублей, и теперь лимит на одного потерпевшего составляет 160 тыс. рублей, независимо от числа потерпевших.

Минфин РФ в конце 2010 года опубликовал вариант увеличения лимитов ответственности страховых компаний с одновременной корректировкой базового тарифа. Однако пока обсуждаются только поправки к коэффициентам.

В РСА отмечают, что тарифы и впредь будут увеличиваться, пока не произойдет перелом в обстановке на дорогах и, в том числе, в сознании водителей. "Главный резерв для снижения тарифа по ОСАГО - сокращение аварийности и травматизма на дорогах, а это является делом не только страховщиков и власти - это дело всего общества", - заявил П.Бунин.

Со своей стороны глава Росстрахнадзора Александр Коваль заявил, выступая на страховом форуме в понедельник, что он видит еще один важный резерв в тарифной политике страховщиков ОСАГО. До сих пор в ОСАГО не применяется понижающий коэффициент "малус" за аварийную езду водителей. Он так и не заработал почти за 8 лет, поскольку до сих пор не создана единая федеральная информационная база АИС ОСАГО. В результате автостраховщики фактически лишены возможности экономить на аварийных водителях и применять повышенные тарифы.

Справедливости ради следует отметить, парируют автостраховщики в ответ на эту реплику руководителя ФССН, что ресурс АИС ОСАГО - федеральный, и за его наполнение отвечают не одни страховые компании, но и государственные ведомства.

Ранее сообщалось, что Минфин РФ и представители РСА начали обсуждение перспектив нового этапа корректировки коэффициентов в ОСАГО. Эта работа может занять полгода.