Генпрокурор Юрий Чайка утвердил Кодекс этики прокурорского работника и концепцию воспитательной работы в системе прокуратуры. Приказ опубликован на сайте Генпрокуратуры, руководителям органов прокуратуры и следственных органов СКП приказано организовать изучение этих документов.

До сих пор подчиненные Чайки обходились без этического наставления. По закону «О прокуратуре» впервые назначенные на должность сотрудники приносят присягу, обязуясь бороться с любыми нарушениями закона, чутко относиться к заявлениям граждан, быть образцом неподкупности и моральной чистоты.

Правила этики занимают более трех листов. Прокурор обязан соблюдать общие принципы поведения госслужащих, не допускать проявлений бюрократизма, быть образцом уважения к суду, а в отношениях с представителями органов госвласти демонстрировать принципиальность, сохранять независимость и такт. Кроме того, прокурор обязан «воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам».

Прокурорам возбраняется незаконное вмешательство в деятельность органов власти и организаций, использование должностного положения в личных целях, а также попытки воздействия на коллег. Руководители не должны грубить подчиненным и выдвигать необоснованные претензии, а критика недостатков в работе должна быть объективной. Прокуроры пользуются свободой слова и могут принимать участие в общественной деятельности — если это не наносит ущерба авторитету прокуратуры.

Нарушение кодекса этики грозит устным замечанием или требованием публичного извинения. А проступок, порочащий честь прокурорского работника, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Переворота в умах прокуроров этот кодекс не произведет, но напомнить о правилах поведения нелишне, говорит бывший заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков. Злостные нарушения этики — например, пьянство или неофициальные отношения с фигурантами дела — и раньше могли стать поводом для увольнения, как правило «по собственному желанию».

Норма об ответственности за ущерб авторитету судебной власти активно используется для того, чтобы избавляться от неугодных судей, напоминает адвокат Юрий Костанов. Появление аналогичного пункта в прокурорском кодексе облегчит возможность давления на независимых сотрудников, если такие еще остались, опасается Костанов.