Административная реформа не принесла заметной пользы ни бизнесу, ни обществу, ни самому госуправлению, считают региональные чиновники, выяснил Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР).

Экономисты ЦЭФИР при содействии Всемирного банка провели опрос региональных чиновников по реформе госрегулирования. Исследователи расспросили 1430 инспекторов и руководителей налоговой, трудовой, пожарной инспекций, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росздравнадзора и местных администраций в 20 регионах.

Три четверти опрошенных чиновников в целом одобряют снижение административных барьеров и дебюрократизацию, хотя поддерживают не все элементы реформы. Но ни бизнесу, ни самим чиновникам от реформы легче не стало, выяснил ЦЭФИР. Административная нагрузка на бизнес не изменилась или даже возросла, считает 62% респондентов, конфликтов между компаниями и госорганами меньше не стало, но при этом растет уровень ответственности чиновников и трудоемкость их работы. Более трети считают, что реформа ничего не изменила и в жизни общества, а 41% убеждены, что снижение административных барьеров для бизнеса увеличило риски для населения.

При этом именно защиту населения и общества чиновники называют своей миссией: защиту от угроз безопасности считают целью своей организации 70%, от нечестного бизнеса — 39% (исключение — налоговики: 90% работают ради пользы государства, а не населения). 96% чиновников уверены, что с миссией контролирующие органы справляются успешно. Треть опрошенных считают, что работают для «создания сильного государства», менее 20% — для развития добросовестного бизнеса.

Коррупцию надо искоренять, считает большинство чиновников, но для каждого шестого мелкие взятки — «неизбежное зло». Почти треть признают, что стараются работать честно, но «это просто невозможно в современных условиях», говорится в докладе ЦЭФИР. Главные факторы, снижающие эффективность деятельности госорганов, по мнению большинства опрошенных, — низкая зарплата, недоукомплектованность штатов (в среднем на 12% по опрошенным организациям) и недостаточно качественное законодательство.

Главным сюрпризом для проводивших опрос стало неожиданно большое число чиновников, не знающих базовых положений законов, говорит научный руководитель ЦЭФИР Екатерина Журавская. 56% респондентов не знают, в какой срок можно отказать в выдаче лицензии, 51% — максимальную продолжительность проверки, 34% — минимальный срок действия лицензии, 21% неправильно ответили на вопрос о возможности изъятия документов в ходе проверок. «Законы о регулировании исполняются плохо не только потому, что чиновники не хотят [их выполнять], но и потому, что не могут и не знают», — делает вывод Журавская. Причина — недостаточный уровень образования и отсутствие контроля знаний меняющейся законодательной базы, считает старший экономист ЦЭФИР Наталья Волчкова: «ЕГЭ чиновникам бы не помешал».

Система регулирования была настроена под чиновников, отсюда недовольство реформой: у людей отбирают власть, объясняет Журавская чиновничий негатив. Но в ряде случаев чиновники действительно боятся, что население может подвергнуться опасности — например, запрет проверять компании первые три года их работы может оказаться неразумным в отношении некоторых видов бизнеса, считает Журавская. Чиновники неправильно понимают свою роль, они не должны «предохранять общество от бизнеса», считает Волчкова.

Защита общества — задача правоохранительных органов, налоговики должны оказывать услуги, их миссия — сервисная, говорит чиновник Минфина. Налоговики не всегда успевают ознакомиться с частыми поправками в законодательство, признает он.

«Почему из нас все время делают тупых и жадных? — возмущается глава одного из подразделений Роструда. — Я знаю, что мои подчиненные не берут взяток и все законы по трудовому законодательству знают назубок. Мы — никакие не вурдалаки, а люди, приносящие обществу большую пользу».