Государство не будет вводить торговые наценки, но ограничит порог доминирования торговых сетей 25% в пределах одного муниципального образования. Такие нормы содержатся в принятом Госдумой в минувшую пятницу в первом чтении законопроекте «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ». Законопроект не создает условий для конкурентной среды, полагают эксперты.

Ключевое положение законопроекта содержится в статье 16 – о масштабе доминирования. Эту норму продавила ФАС.

Торговым сетям, доля которых превышает 25% в границах городского округа или муниципального района, а также Москвы и Петербурга, и с суммарным оборотом более 1 млрд рублей запрещено приобретать дополнительные торговые площади.

Антимонопольному контролю за деятельностью торговых организаций в законопроекте посвящено еще несколько статей. Так, торговым сетям и поставщикам продовольствия запрещается создавать дискриминационные условия, нарушать порядок ценообразования, а также навязывать контрагенту ряд условий. В частности, нельзя навязывать условия, запрещающие заключение договоров поставки с другими организациями, или условия, предусматривающие ответственность за неисполнение обязательств о поставках товаров на условиях лучших, чем для других хозяйствующих субъектов.

Признано незаконным взимать плату за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. На эту практику жаловались многие производители.

Также запрещается навязывать поставщику условия о возмещении убытков от повреждения или утраты товара, произошедших после перехода к ритейлеру прав на товар.

Однако торговому лобби удалось исключить из первоначального варианта законопроекта норму о прямом госрегулировании цен и торговых наценок на все продовольственные и медицинские товары.

Впрочем, как заявил, представляя законопроект депутатам, замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, правительство в случае необходимости может уточнить виды продовольственных товаров, подпадающих под льготную категорию.

И, наконец, третья важнейшая группа нормативов, закрепленных в законопроекте, касается сроков оплаты поставленной продукции: 10 дней за скоропортящиеся продукты и до 75 дней за алкоголь, табак и консервы.

Дискриминация будет караться штрафом от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Предполагается, что эти меры позволят избежать торговых наценок и сдержат рос цен на продовольствие.

Подготовка законопроекта велась более двух лет, но достичь компромисса между интересами производителей и торговыми сетями не удавалось. Кризис и рост цен на продукты питания вновь актуализировали потребность в регулировании торговой деятельности. Подготовка законопроекта была завершена в течение трех недель после того, как премьер Владимир Путин 24 июня совершил марш-бросок в один из магазинов сети «Перекресток». 15 июля правительство уже внесло законопроект в Госдуму.

На пленарном заседании в пятницу депутаты должны были рассмотреть не только правительственный, но и альтернативный законопроект о торговле, подготовленный депутатами. Однако депутатский вариант законопроекта был отозван его авторами с условием, что ряд положений документа будет учтен при подготовке второго чтения законопроекта.

Например, депутаты обратили внимание на то, что в законопроекте обозначился явный перекос в сторону защиты торговых сетей, а не производителей. По мнению депутата от фракции ЛДПР Сергея Иванова, нынешний законопроект – «это некачественный закон, который не будет работать». По его мнению, любой предприниматель, прочитав документ, «назовет десять вариантов, как он это все обойдет».

Не на руку производителю и отсрочки платежей за товар, установленные в пределах 45 дней, а по некоторым товарам в пределах 75 дней. По словам депутата «Справедливой России» Михаила Емельянова, в законопроекте устанавливаются «банковские дни». Если перевести их в календарные дни, то отсрочка будет составлять 100 дней.

Неоправданно высок и порог доминирования в 25% в пределах муниципального округа. «Уже при 12% доминирования малый бизнес в округе погибает», – подсчитал депутат. Возмущался даже депутат проправительственной «Единой России» Валентин Денисов. Он отметил, что вариант правительства «имеет припудренный характер» и не учитывает ряд принципиальных вопросов, на которых настаивал премьер Путин.

Депутат не уточнил, что он имеет в виду, но Путин во время посещения «Перекрестка» возмущался в первую очередь высокими ценами на продукты.

Об этом же говорила в своем выступлении и один из авторов альтернативного депутатского проекта единоросс Ирина Яровая. Она полагает, что у правительства должно быть право на ограничение наценок на некоторые товары. За ограничение «хотя бы верхнего предела» торговой наценки высказался и депутат-коммунист Николай Рябов.

Эксперты полагают, что законопроект не решает поставленных целей. «Закон плох, поскольку он не решает главного вопроса – конкуренции», – заявляет председатель комитета по поддержке и развитию малого бизнеса торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Алексей Третьяков. Для производителя должна быть альтернатива сбыта, для производителя – альтернатива покупки.

Лоббисты торговых сетей, наоборот, не скрывают удовлетворения. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский считает, что этот законопроект «соблюдает интересы всех сторон и в нем нет предпосылок для поднятия цен для потребителей». Более того, по мнению Белоновского, норму о доминировании необходимо расширить с муниципального уровня до уровня субъекта.

В случае принятия закон о торговле вступит в силу с 1 января 2010 года.