Несмотря на желание властей в условиях кризиса оградить потребителей электроэнергии от резкого роста тарифов, последние, скорее всего, окажутся существенно выше заявленных ранее. Так, в 2010 году тариф может быть увеличен не на 5%, как было заявлено еще в июле, а на 6,2% для промышленности и на 7% в среднем по рознице. Официальные лица и эксперты сходятся во мнении, что главной причиной такого незапланированного роста стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Аналитики отмечают, что обсуждаемые сегодня цифры вряд ли станут окончательными.

По мнению полпреда президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, которое он высказал в ходе вчерашней пресс-конференции, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС рост тарифов стал неизбежным, поскольку произошло кардинальное изменение баланса энергомощностей в Сибири. «Теперь приходится использовать энергию теплостанций. А она, как известно, более дорогая. Можно сказать, что с 17 августа 2009 года наступил новый этап работы для всей Объединенной энергетической системы (ОЭС) Сибири, причем в очень сложном режиме», -- отметил полпред. Он также пояснил, что до происшедшей катастрофы из 20,5 ГВт, генерируемых мощностями региона, 14,5 ГВт приходилось на гидроэлектростанции. После аварии генерация ГЭС упала до 9,7 ГВт. Выпавшие мощности пришлось замещать за счет ТЭС, которые в экстренном порядке начали вводить все возможные резервы и использовать даже заготовленное на осенне-зимний период топливо. «Но они смогли увеличить производство электроэнергии только на 3,5 ГВт», -- посетовал Анатолий Квашнин.

Таким образом, как поясняют эксперты, на отечественном энергорынке сложилась крайне сложная ситуация. Во-первых, налицо дефицит мощностей. «Прочие ГЭС региона не смогут в полной мере заместить выбывшие после аварии мощности. Существует проблема водности сибирских рек. В зимний период она особенно актуальна», -- пояснил «Времени новостей» начальник аналитического управления ИК Financial Bridge Алексей Серов.

Во-вторых, значительная часть тех станций, за счет которых удается хотя бы немного утолить энергетический голод, являются тепловыми, то есть стоимость предлагаемых ими киловатт значительно выше, чем у гидрогенераторов. Кроме того, переход на теплогенерацию потребует и увеличения объема закупаемого угля. По словам полпреда президента в Сибирском федеральном округе, для покрытия стандартного уровня зимнего потребления, который из расчета последних четырех лет составлял порядка 30,5 ГВт, теплогенераторам потребуется увеличить выработку еще на 10,3 ГВт, что потребует дополнительно 40--50 тыс. тонн угля в сутки. Прибавим сюда еще необходимость проводить плановые ремонты и модернизацию мощностей.

В таких условиях рост тарифов, даже несмотря на благие намерения властей по ограничению удорожания электроэнергии, становится просто неизбежным. Причем, по словам экспертов, он вряд ли ограничится обсуждаемыми сегодня цифрами. «До того как грянул кризис, планировался рост тарифов не менее чем на 10%. Когда начались трудности, правительством было принято решение в целях поддержки промышленных потребителей и сокращения нагрузки на население установить предельный уровень повышения тарифов на 5% индустрии и 6,2% для розницы. Но с учетом последних событий тарифы могут вновь вырасти до 8--9%, а возможно, и выше», -- пояснил эксперт. Пока же в Минэнерго и в Федеральной службе по тарифам, по некоторым данным, склоняются к установлению 7-процентного уровня для розницы и 6,2% для промпотребителей. Этот вопрос будет подниматься и на бюджетной комиссии кабинета министров в сентябре.

Стоит оговориться, что параллельно применяются определенные меры по сдерживанию роста цен на энергорынке. Так, например, на следующий день после аварии глава правительства Владимир Путин поручил ФСТ, Минэнерго и Минюсту до 10 сентября (пока действует механизм сглаживания цен) разработать проект постановления о введении госрегулирования цен на оптовом рынке электроэнергии в случае возникновения временного дефицита мощностей в отдельных регионах, форсмажорных обстоятельств и отсутствия конкуренции между поставщиками. Последнее, впрочем, как отмечают в НП «Совет рынка», может быть исправлено путем отказа от действующей сегодня двухуровневой системы гарантирующих поставщиков (ГП). Напомним, что согласно данной системе энергосбытовые компании, являющиеся субъектами оптового рынка и привязанные к определенной территории поставок, получают статус гарантирующих поставщиков первого уровня. Те же сбытовики, которые не привязаны ни к какой определенной группе точек поставки и фактически просто перепродают энергию, купленную у поставщиков первого уровня, являются поставщиками второго уровня. «Двухуровневая система первоначально вводилась временно. Прописано в постановлении правительства, что если эти ГП второго уровня до 1 января 2010 года не получат статуса субъектов оптового рынка, они должны всех своих потребителей передать ГП первого уровня. Такая вот иерархия, когда один покупает у другого, ничего, кроме как накручивание затрат, за собой не ведет», -- заявил вчера замглавы «Совета рынка» Сергей Поповский. Он также отметил, что снижению цен могло бы способствовать и включение в обязанности гарантирующего поставщика «анонсировать» стоимость своих услуг, что дало бы потребителю возможность выбора энергосбытовой компании в зависимости от предлагаемых ею цен. Впрочем, по словам Алексея Серова, даже если удастся добиться увеличения конкуренции на отечественном энергорынке, цены вряд ли пойдут вниз. «В классическом варианте с ростом конкурентной борьбы стоимость предлагаемых товаров и услуг, безусловно, идет вниз. Однако в России цены на фоне либерализации еще никогда не падали. Имеют место многочисленные ценовые сговоры», -- пояснил эксперт.