Федеральная антимонопольная служба РФ /ФАС/ приступает к проверке обоснованности тарифной политики российских авиакомпаний, предполагающей множественность видов тарифов и различные условия их применения, обоснованности схем продажи и возврата авиабилетов, в связи с чем готовятся соответствующие запросы в авиапредприятия и уполномоченные органы государственной власти. Об этом сообщает пресс-служба ФАС.

Граждане, располагающие информацией по данному вопросу, могут направлять ее в ФАС.

ФАС также сообщает, что 22 июля 2009 года правительство Российской Федерации утвердило проект постановления правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах Российской Федерации". Принят документ исключительной важности, разработка которого предусмотрена планом антикризисных мер правительства Российской Федерации, утвержденным 7 ноября 2008 года.

Правила определяют общие принципы и порядок доступа потребителей к услугам в аэропортах. Они обязывают операторов аэропорта не допускать создания условий, ставящих в неравное положение одного потребителя по сравнению с другим, проводить в отношении потребителей единую ценовую /тарифную/ политику, обеспечивать доступность информации о перечне услуг в аэропортах, порядке их выполнения, тарифах и сборах. Правилами определяется приоритетность выделения слотов авиаперевозчикам, порядок рассмотрения заявок, в том числе при доступе к услугам по обеспечению авиационным топливом воздушных судов, устанавливается порядок разрешения споров.

В 2007 году правительство Российской Федерации по предложению ФАС России соответствующим постановлением снизило административные барьеры входа на рынок авиаперевозок в виде квотирования объемов перевозок и лицензирования отдельных маршрутов, открыв дорогу конкуренции между перевозчиками. "Сегодня на воздушной линии могут работать до 6-8 авиакомпаний. Конкуренция заставила снижать стоимость перевозок, сохраняя и наращивая их объемы и тем самым позволила авиакомпаниям с меньшими потерями преодолевать последствия кризиса", - отметил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

С устранением административного барьера сформировались иные - технологические и экономические в виде деятельности операторов аэропортов, в том числе, топливно-заправочных компаний /ТЗК/, а также работы авиапредприятий, совмещающих аэропортовую и авиаперевозочную деятельность.

В ряду общих проблем функционирования рынка авиаперевозок особую остроту и значимость имеют две - это доступ авиакомпаний к услугам в аэропортах, в том числе услугам ТЗК и стоимость авиатоплива.

Анализ дел, возбужденных ФАС России в отношении лиц, оказывающих услуг в аэропортах, показывает, что под ударом может оказаться любая авиакомпания. Только по обращению ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" (AFLT) в июне 2009 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении организаций, оказывающих услуги по авиатопливообеспечению в аэропортах г. Анапа, г. Краснодар, г. Калиниград, г. Минеральные Воды, г. Красноярск, г. Хабаровск. ФАС России признала ОАО "Аэропорт Анапа", ЗАО "Кредитинвест" /Минеральные Воды/, ОАО "Международный аэропорт Краснодар", ЗАО "Авианефть"/Калиниград/, отказавшиеся принять на хранение принадлежащее перевозчику топливо в объемах, необходимых для обеспечения собственных рейсов, нарушившими антимонопольное законодательство. Дела, возбужденные в отношении ЗАО "СибирьАвиаСервис" /Красноярск/ и ОАО "Хабаровский аэропорт" находятся в стадии рассмотрения.

Ранее, осенью 2008 года ФАС России по результатам рассмотрения дел, возбужденных по обращениям авиакомпаний "Ютэйр" (TMAT), "Сибирь" (AVSI), "Центр-Авиа", "Интеравиа" нарушителями антимонопольного законодательства были признаны аэропорты ОАО "Аэропорт "Кольцово", ОАО "КД АВИА" /Калиниград/, ОАО "Саратовские авиалинии", ГУП "Аэропорт "Якутск". Основанием для возбуждения дел явился отказ аэропортов в заключении договоров на обслуживание авиакомпании или отказ в предоставлении удобных для перевозчика слотов. Таким образом, проблема доступа к услугам в аэропортах касается всех перевозчиков независимо от размеров авиакомпании и характеристик ее маршрутной сети, отличие может быть в том, что для некрупных компаний она стоит еще более остро.

Пристальное внимание антимонопольными органами уделяется и другой проблеме стоимости авиатоплива. Только в 2008 году ФАС России и территориальные органы ФАС России возбудили около 70 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках авиационного керосина. По результатам рассмотрения этих дел наложено штрафов на сумму более 5,6 млрд руб. 17 февраля 2009 года ФАС России повторно возбуждены дела в отношении нефтяных компаний ОАО "ЛУКОЙЛ" (LKOH) , ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (TNBP), ОАО "НК "Роснефть" (ROSN) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" /в том числе, создание дискриминационных условий в январе-феврале и мае-июне 2009 года/. По результатам рассмотрения дел ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ОАО "Газпром нефть" (SIBN) признаны нарушившими антимонопольное законодательство. Дела в отношении ОАО "ЛУКОЙЛ" и ОАО "НК "Роснефть" находятся в стадии рассмотрения.

В целях разрешения кризиса в сфере авиатопливообеспечения правительством Российской Федерации был предложен ряд мер, предусматривающих, в том числе, переход к расчетам за авиатопливо в прямых договорах поставки по формуле цене, проведение торгов авиатопливом на биржевой и электронной площадках, завершение процесса разделения авиапредприятий с выделением самостоятельных аэропорта и авиакомпании. Утверждение "Правил доступа к услугам субъектов естественных монополий", являясь мерой системного характера, занимает важное место в ряду названных мер.

"Принятый правительством Российской Федерации документ направлен на повышение прозрачности отношений аэропортов и авиакомпаний, имеет своей задачей защиту интересов как участников рынка - операторов аэропортов, авиаперевозчиков, ТЗК, так и потребителей оказываемых ими услуг, прежде всего, пассажиров. Устранение барьеров на рынках авиаперевозок и аэропортовых услуг, развитие конкуренции предполагает более полное удовлетворение спроса на разнообразные и качественные услуги, предлагают гражданам новые удобные маршруты, определяют снижение стоимости перевозок. Так, с выходом на линию Москва - Минеральные Воды нового перевозчика авиакомпании "ЮТэйр" цена на авиабилеты на данном маршруте снизилась в полтора раза, а граждане получили возможность выбора авиакомпании", - подчеркнул А.Голомолзин.