КС РФ признал противоречащей Конституции РФ подпункт «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.92 № 632, согласно которому местные власти могут освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ. Об этом говорится в информационном сообщении на сайте суда.
14 мая состоялось провозглашение постановления Конституционного суда по делу о проверке конституционности подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.92 № 632 об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды.
Согласно этой норме, для отдельных организаций плата за загрязнение окружающей среды может быть понижена или даже совсем отменена. Решения о снижении размера платежа или об освобождении от платы за загрязнение окружающей среды принимают органы исполнительной власти субъектов РФ совместно с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора.
Указанное положение постановления Правительства РФ признано Конституционным судом не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 10, 19 (часть 1), 58 и 115 (часть 1).
Правительство РФ предоставило органам исполнительной власти субъектов РФ право освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации, хотя сам Федеральный закон «Об охране окружающей среды» возможности снижения или освобождения от платы за загрязнение окружающей среды органам государственной власти субъектов РФ не предоставляет. Следовательно, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Кроме того, без установленных законом оснований освобождения от платы за загрязнение окружающей среды, которые были бы объективно обусловлены, освобождение от платежей противоречит принципу всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду и, соответственно, порождает неравенство между субъектами экологических правоотношений.
Исключения из принципа всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду могут быть установлены не иначе, как законодателем, и только в соответствии с требованиями правовой определенности, экономической обоснованности, справедливости и соразмерности соответствующих льгот.
По общему правилу, норма, признанная КС РФ неконституционной, утрачивает силу немедленно после провозглашения постановления КС РФ. Однако в данном случае немедленная утрата юридической силы этой нормы привела бы к необходимости оперативного изыскания денежных средств на покрытие непредвиденных расходов. А это, в свою очередь, могло бы привести к недостаточности финансирования других статей бюджета и нарушению прав и законных интересов других лиц.
Поэтому КС РФ постановил, что вышеназванная норма утратит юридическую силу 1 января 2010 года.