Правительственный законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" вызвал в нижней палате парламента не только финансовые, но и лингвистические споры. Депутаты волновались, что люди где-нибудь в Урюпинске не поймут смысла слова "инсайд" и разгласят сведения, которые за этим словом скрываются. А наказание за подобную откровенность предусмотрено серьезное - придется возмещать нанесенный ущерб. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Владимир Жириновский продемонстрировал коллегам свои успехи в языкознании и перевел "инсайд" на русский - "внутренние сведения, служебные сведения". Почему бы так прямо и не сказать?
Однако, по мнению замруководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Александра Синенко, замену слову "инсайд" найти сложно. Инсайдерская информация отличается и от служебной тайны, и от коммерческой, и от банковской прежде всего тем, что всякая тайна не может быть достоянием неограниченного круга лиц. А инсайдерская - "подлежит обязательному раскрытию", но через некоторое, довольно короткое время. А до тех пор, пока этого не случилось, инсайд нельзя использовать для того, чтобы совершать какие-то сделки, операции на рынке ценных бумаг, давать на основе этой информации какие-то рекомендации.
Авторы законопроекта предлагают, чтобы биржи уведомляли ФСФР о всяких нестандартных сделках, в которых могут обнаружиться признаки манипулирования ценами. И разъясняют, что же такое манипулирование - "это действие одного или более лиц, в результате которых либо поддерживается, либо увеличивается спрос, цена, предложение или объем торгов". Нередко, по словам Синенко, для манипулирования ценами используются средства массовой информации, через которые распространяются ложные или вводящие в заблуждение сведения, оказывающие влияние на цены. Соглашаясь с актуальностью предложений правительства ("действительно махинации на этом рынке надо остановить, никто не хочет, чтоб повторился 98-й год"), депутаты тем не менее высказали немало претензий к законопроекту. Думцы увидели в нем покушение на свободу средств массовой информации. Особенно тех, кто публикует экономические новости. СМИ понесут ответственность за распространение недостоверных сведений, повлиявших на цену, даже если они содержались в пресс-релизе или интервью. Впрочем, депутаты признали, что нельзя допускать, чтобы четвертую власть использовали для манипуляции рынком.
Народным избранникам не нравилось также, что из-под действия законопроекта выводятся "основные носители инсайда" - служащие Центробанка, министры, госслужащие. "Значит, для власти одни правила игры, а для всех остальных другие?" - недоумевали депутаты.
Однако Дума приняла все-таки законопроект в первом чтении с надеждой, что все проблемные положения документа ко второму чтению будут исправлены.