Верховный суд разъяснил, как судиться с чиновниками. Обжаловать можно не только письменные решения, но и устные. Судиться можно и с менеджерами компаний, исполняющих государственные функции.

Опубликовано постановление пленума ВС «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти». В соответствии с Конституцией граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод, напоминает ВС. Причем оспорить можно не только письменные решения государственных органов, но и «выраженные в устной форме требования должностных лиц», уточнил суд. Суд также разъяснил, что бездействием следует считать неисполнение обязанности, возложенной на государственный орган или должностное лицо. Например, если чиновник не рассмотрел обращение заявителя.

В постановлении также перечислено, кого следует считать должностным лицом: к таким «следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе и по специальному полномочию, выступающих от имени государственной власти». Это чиновники высшего ранга и рядовые госслужащие, а также военнослужащие, прокуроры, судебные приставы, представители государственных контролирующих органов и даже юридические лица и предприниматели, если они исполняют государственные функции — например, осуществляют кадастровый учет.

По делам об оспаривании действий должностных лиц именно представители власти должны доказывать законность своих решений, отмечается в пленуме. Суд по своей инициативе может затребовать дополнительные доказательства и оштрафовать чиновника, если это требование не исполняется. По таким делам нельзя заключить мировое соглашение, подчеркивает ВС: договоренности сторон не могут влиять на решение вопроса. Если суд выносит решение по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц, то он должен также позаботиться, чтобы эта информация дошла до людей, чьи права могли быть нарушены.

В конце января председатель ВС Вячеслав Лебедев сообщил, что суд готовит поправки в ГПК, предусматривающие специальную процедуру рассмотрения споров между гражданами и государством.

Это первое такого рода разъяснение, отмечает эксперт по госслужбе Павел Кудюкин, суды, ориентируясь на него, добавят единообразия и предсказуемости в решениях, т. е. появляется возможность с большей степенью надежности для себя вступать в тяжбу с государством.

Трудно поверить, что разъяснение может что-то изменить, возражает депутат Мосгордумы, лидер «Яблока» Сергей Митрохин: существует круговая порука между судебной и исполнительной властями. «Например, в Бутове все судебные иски, направленные на выполнение федеральных законов, — о передаче земельных участков под домами гражданам и оформлении их в собственность — были проиграны, потому что московская власть считает, что гражданам землю отдавать нельзя», — сетует Митрохин.