В Госдуму внесен законопроект, предлагающий наделить воинские подразделения статусом юридического лица. Если этот законопроект примут, командиры смогут от имени своей воинской части, а не от лица Минобороны заказывать продовольствие и обмундирование, заключать подряды на ремонтные работы. Правда, коммерческой деятельностью военным заниматься не разрешат. Эксперты опасаются, что эта законодательная инициатива приведет к росту коррупции в армии.

Авторами поправок в действующий закон «Об обороне» являются депутаты Виктор Заварзин и Олег Морозов, а также сенатор Виктор Озеров. Если они будут приняты, то армии, дивизии, бригады и полки смогут самостоятельно, от своего имени вести хозяйственную деятельность, например закупать продовольствие, выполнять ремонтные работы в интересах воинской части, закупать бытовую технику для личного состава и т.п. «Это будут некоммерческие организации, которые не имеют целью извлечение прибыли», — пояснил Виктор Заварзин. Законопроект уточняет, что воинская часть может быть юридическим лицом только в двух случаях: если она организационно не входит в состав объединения ВС либо дислоцирована на значительном удалении от вышестоящего командования.

В Госдуме пояснили, что сейчас статусом юрлица в Вооруженных силах обладает лишь само Министерство обороны. Если воинская часть расположена далеко (например, на Дальнем Востоке), ее командир получает от Минобороны доверенность на заключение договоров. В случае конфликта в местный суд должен явиться представитель Мин­обороны из Москвы, что сопряжено с финансовыми и другими издержками. С получением же статуса юрлица воинская часть сама будет полномочна выступать ответчиком в суде. По мнению авторов законопроекта, такая инициатива позволит «усилить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Вооруженных сил».

Аналитики не разделяют оптимизма парламентариев. По мнению эксперта Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, командиры, получив право на хозяйственную деятельность, начнут пользоваться этим правом «широко и безостановочно». Эксперт напоминает, что в 80-х годах прошлого века, когда китайская армия получила право заниматься коммерческой деятельностью, многие ее подразделения почти полностью содержали себя сами, но в итоге китайцы отказались от этой затеи — армия была коррумпирована и деморализована. «Если командир начнет искать хлеб насущный, то армии конец, — убежден г-н Храмчихин. — К тому же могут появиться де-факто региональные армии, которые будут ориентироваться больше не на приказы из Москвы, а на местные бизнес-структуры».