В кризисные времена всех тянет на сладкое. По данным британских учёных, почти каждый второй человек, страдающий от депрессии, ест шоколад, чтобы повысить себе настроение. А по данным маркетологов, сектор производителей кондитерских изделий наиболее устойчив к рецессии.

Спрос на сладости сейчас растёт. Ритейлеры констатируют, что так всегда было. Во-первых, впереди зима, так что люди едят больше калорийного. Во-вторых - скоро новый год, и лучше впрок запастись коробками конфет, не то потом всё расхватают. И только, в-третьих, шоколад - спасение от депрессии, читай - от финансового кризиса. Из-за него переживают даже те, на кого рецессия существенно не повлияла. А для них плитка шоколада - самый доступный способ спастись от плохого настроения. Говорит доцент кафедры психотерапии факультета клинической психологии Российского государственного медицинского университета Алексей Смирнов: "Если говорить о шоколаде, то известно, что это продукт содержит в себе такое вещество, как серотонин, который считается одним из естественных антагонистов депрессивных состояний, участвующих в их профилактике".

По прогнозам некоторых экспертов, стоимость шоколада в ближайшее время вырастет более чем на 20%. Американские и европейские производители на фоне общего спада ожидают, увеличение прибыли. Подскочит спрос и на, так сказать, сопутствующие товары, т.е. кофе и чай. Говорит консультант компании "Pynes&Moerner" Александр Мурзов: "Я буквально вчера общался с представителями чайного бизнеса, одной из больших компаний, которые входят в чайную пятерку, и по их прогнозам потребление чая в среднем ценовом сегменте точно не упадет. Понятно, что шоколад и эти маленькие сладкие радости они идут прицепом или наоборот локомотивом к тем же маленьким радостям, к которым относится чай или кофе".

Некоторые производители и вовсе идут на ухищрения и пишут на этикетках плиточного шоколада, что это средство от кризиса. Председатель совета директоров компании "Конфаэль" Ирина Эльдарханова констатирует, что продажи уже выросли на треть, а в будущем году выручка может увеличиться вполовину: "Будет расти потребление идейного и фишечного шоколада, но с точки зрения ценовой политики, рост будет идти в более дешевой нише. Стабилизация ситуации, я полагаю, что потребление может либо остаться на этом уровне, либо некое падение - плиточного простого шоколада, который люди покупают как антидепрессанты".

Производители кондитерских изделий - не единственные, кого кризис, скорее всего не затронет. По некоторым данным, вырос спрос на лекарства, особенно на сердечные и успокоительные. Охотнее стали покупать и алкоголь, в частности это касается виски и премиальных водок. В кинотеатрах рекордные кассы делают комедии. Получается, каждый спасается от кризиса как умеет. По информации БФМ.РУ, объем российского рынка шоколада в 2007 году составлял 700 с лишним тыс. тонн.

Последние пять лет темп прироста объема рынка снижался, и в следующем году он составит 5%. В то же время, отмечают аналитики, объем рынка в денежном выражении растет быстрее. Это показатель того, что в России, как и во всем мире, покупается все больше шоколада класса люкс.