Госкорпорации могут столкнуться с масштабными злоупотреблениями на предприятиях. Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД сообщил о крупном мошенничестве в ОАО «Станкоимпорт», которое считается одним из ключевых звеньев «Ростехнологий». Там признают, что менеджмент ряда предприятий, узнав об их передаче в госкорпорацию, бросился выводить активы, и ожидают, что в ходе аудита подобных «скелетов в шкафу» может быть выявлено немало.

«В результате мошеннических дей­ствий группы лиц из крупного имущест­венного комплекса, принадлежащего предприятию, выведено около 14 тыс. кв. м площадей», — сообщила вчера пресс-служба ДЭБ МВД. По предварительной оценке, сумма ущерба, причиненного государству, которому принадлежат 100% акций предприятия, составляет 516 млн руб.

В 90-х годах «Станкоимпорт» по договору получил от некой немецкой фирмы станки, но вовремя выплатить деньги не смог, рассказали РБК daily в ДЭБ. В 1998 году было заключено доп­соглашение, по которому долг увеличивался вдвое, но и он выплачен не был. В 2005 году, когда начались суды, выяснилось, что немцы передали третьей стороне право взыскания долга, а потом оно было передано еще несколько раз. Когда российский арбитраж по иску признал наличие задолженности, мошенники под предлогом выплаты долга продали на торгах три принадлежащих предприятию здания всего за 130 тыс. руб. Затем через фирму-однодневку эти здания были перепроданы еще несколько раз. В итоге активы ушли неизвестно куда. Позже оказалось, что подпись под доп­соглашением от 1998 года с россий­ской стороны фиктивна. А значит, все сделки, последовавшие за этим, могут быть признаны ничтожными.

«Многие из переданных нам 450 предприятий были фактически бесхозными, — говорит источник в «Ростехнологиях». — Когда они получили информацию, что передаются нам, кое-где менеджмент начал спешно выводить активы». Аудит сотен предприятий госкорпорация начала еще до их формальной передачи. Когда он закончится, в «Ростехнологиях» сказать затруднились, но не исключили, что злоупотребления всплывут еще не раз. Это может осложнить и без того непростую перспективу кредитования предприятий, однако вопрос «будет решаться отдельно по каждому конкретному случаю», говорят в корпорации.

Все это дало экспертам очередной повод говорить об эффективности управления госкорпорациями. Вывод активов при смене собственника — общая практика, напоминает Константин Макиенко из центра АСТ. Другое дело когда это случается в колоссальной госкорпорации: как организовать контроль над 450 предприятиями, эксперты, похоже, не знают. «Тридцать субхолдингов (в составе «Ростехнологий». — РБК daily) — это очень много, — говорит г-н Макиенко. — Это противоречит теории управления».

Успешный опыт управления сотнями предприятий был в ВПК СССР, но ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Ксения Гончар назвала подобные сравнения некорректными. «В России невозможна такая концентрация ресурсов, — заявила она РБК daily. — Ни политической воли, ни ресурсов для этого сейчас нет. Кроме того, госкорпорации абсолютно непрозрачны, говорить об эффективности управления ими сложно. Тем более что предприятия, которые туда войдут, не готовы делиться управленческими функциями». Впрочем, подтверждений, что частные предприятия эффективнее госкорпораций, тоже нет, напоминает г-жа Гончар.