Национальный план противодействия коррупции, провозглашенный президентом Медведевым в мае 2008 года, оформился в два десятка законопроектов. Большинство мер направлено на предотвращение и усложнение условий для взяточничества, создание систем тотального мониторинга доходов и имущества чиновников, членов их семей, усиление наказаний.

Коррупция - командная игра, а не удел одиночек. Получение взятки не требует больших затрат ума: поставить подпись, закрыть глаза на неблаговидный поступок. Коррупция - тщательно обмозгованная операция, в которой все фигуранты расставлены по своим местам - от сержанта или клерка до заоблачных карьерных высот.

Известный русский юрист Кони говаривал, что власть тогда научит уважать законы, когда сама научится этому. В нормативные акты зачастую попадают положения, которыми грех не воспользоваться недобросовестному человеку. Недомыслие? Наоборот, изощренная работа ума.

Почему такая конкуренция на выборах глав муниципальных образований, депутатов региональных законодательных собраний? Вхождение во власть рассматривается как разновидность бизнеса. Не так давно за решеткой оказался почти весь состав Законодательного собрания крупного областного центра во главе со спикером. Чем не ОПГ? Как чиновник без надежной бизнес-структуры не сможет превратить свои полномочия в материальные ценности, так и предприниматель, лишенный "административного ресурса", обречен на прозябание.

В одном из интервью президент Дагестана Муху Алиев отметил, что в базовых бюджетообразующих отраслях республики господствуют криминальные силы, группировки. В некоторых секторах доля теневой экономики зашкаливает за половину. По опубликованным в журнале "Экономическая безопасность" данным, за два года почти 800 действующих на территории Дагестана АЗС дали в бюджет всего 16 миллионов рублей налогов. С одной колонки - 27 рублей в день. Верите? А вот контролирующие и надзирающие верят.

Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил о грядущем запрете на вывоз древесины-кругляка за рубеж. По экспертным оценкам, доля незаконных рубок составляет в России 25 процентов общего объема лесозаготовок. В свою очередь министерство обороны проявило решимость покончить с интендантскими скандалами, привлекло независимую экспертизу.

- Два года тому назад, когда мы начинали в массовом порядке проводить исследования качества товаров на вещевых базах и складах минобороны, ситуация просто обескураживала. Доля продукции, качество которой полностью или частично не соответствовало требованиям имеющихся контрактов поставки и нормативно-технической документации, составляла по продовольствию 48,1 процента от общего количества проверенных партий, а по вещевому имуществу - около 27 процентов. По итогам первого полугодия текущего года эти показатели существенно снизились, соответственно до 9,2 и 9,7 процента. Конечно, и эти показатели еще велики. Но все же лучше горькая правда, чем сладкая ложь, - говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

- Проблема повышения эффективности торгов по размещению государственных заказов, в том числе на продукцию тылового назначения, не снята с повестки дня даже при переходе на преимущественно аукционный способ их размещения, - считает он. - Недостатки нормативного обеспечения механизма проверок не только соответствия участника размещения заказа таким требованиям, но и его возможности выполнять их в отношении всего объема лота приводит к тому, что предписываемые правительственными документами жесткие условия не работают в реальной практике. В итоге имеем ситуацию, когда трудно понять, кто выходит на торги: добросовестный поставщик, дорожащий своей репутацией, или же это заурядная "фирма-однодневка", польстившаяся на "легкие" государственные деньги.

В последнее время, к примеру, участились случаи, когда "соревновательность" среди участников аукционов происходит лишь на бумаге. Доходит до того, что прямо при регистрации потенциальные участники торгов дружно снимают свои заявки за исключением одного-единственного претендента. При этом в лучшем случае снижение начальной цены составляет 0,5-1 процент.

Выпущенная Торгово-промышленной палатой "Белая книга о борьбе с коррупцией" ставит неутешительный диагноз: "В сознании любого бизнесмена заложена цель - максимальное получение выгоды от сделки. Одной из мер может являться создание условий по формированию лояльного отношения чиновника к бизнес-проекту, фирме, предпринимателю. "Жене - цветы, детям - мороженое" или "каждому - свое". И главное - не перепутать. Каждому чиновнику должна причитаться определенная сумма (услуга) - "откат". Это не означает стопроцентной гарантии нужного результата, но вероятность положительного решения вопроса возрастает".

Заместитель председателя думского Комитета по безопасности Геннадий Гудков полагает, что помимо всего прочего коррупция подогревает инфляцию. Цифры, приведенные им в одном из интервью, впечатляют: "Инфляцию подстегивают не зарплаты, а огромное количество не учитываемых государством "карманных" денег, образующихся в руках чиновников. Эксперты называют до 400 миллиардов долларов в год. Предположим, что 100 миллиардов уходят за рубеж и работают на благо других народов, других государств. Но ведь 300 миллиардов остаются в карманах взяточников".

Примечательный вывод сделан в одном из исследований фонда ИНДЕМ: "Успех противодействия коррупции во многом зависит от зрелости понимания коррупции. И наоборот, как свидетельствует мировой опыт, неглубокие и разрозненные представления о данном явлении способны завести антикоррупционную деятельность в тупик, а порой многие десятилетия "водить за нос" разработчиков государственной политики в области противодействия коррупции. Так было в Китае, где упрощенное понимание коррупции во многом определило упрощенные подходы в противодействии ей, которые выражались в ликвидации наличных коррупционеров".