К 1 января следующего года региональные власти должны определить правила, по которым малый и средний бизнес получит возможность приватизировать помещения на льготных условиях. Но из-за пробелов в законодательстве многие предприниматели могут остаться "без квартиры". К такому выводу пришли вчера участники "круглого стола", посвященного проблемам малого и среднего бизнеса при приватизации и аренде недвижимости.

Доступ к помещениям давно стал одним из самых больных вопросов для малых и средних предприятий. Однако летом нынешнего года вступил в силу федеральный закон, который, по идее, должен разрулить ситуацию. Предприятия, арендующие помещения в течение трех и более лет, могут выкупить их по рыночной цене в первоочередном порядке на условиях рассрочки. Но на сколько лет можно растянуть выплату, а также предельный размер выкупаемой площади должно быть указано в региональных законах. Также муниципалитеты могут формировать специальные имущественные фонды, из которых помещения будут сдаваться бизнесу в долгосрочную аренду. И квадратные метры из фондов продаваться уже не будут.

Но с мест приходят тревожные сигналы. В некоторых регионах собираются отдавать под льготный выкуп тысячи квадратных метров, в других - ограничивают предпринимателей 30 квадратными метрами, рассказывает президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе. Большой разброс и в установлении рассрочки. Кроме того, часть арендуемых бизнесом помещений находится в оперативном управлении у государственных или муниципальных унитарных предприятий (ГУПах и МУПах). А они могут, но не обязаны продавать имущество арендаторам.

Время рассрочки и предельная квота на "льготные" квадратные метры для каждого предприятия должны быть прописаны в федеральном законе, считает президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. И тогда на местах не смогут подходить к его исполнению так вольно. Что же касается ГУПов и МУПов, то для них вообще следует ввести запрет на управление помещениями, которые сдаются в аренду, предлагает эксперт. "Если это имущество им не нужно, пусть его продают или отдают властям. Для начала такую норму можно ввести на муниципальном уровне", - говорит Томчин.

Сомнения у предпринимателей вызывает и перспектива создания специальных фондов. Они переживают, что на деле власти специально "зажмут" часть недвижимости и еще неизвестно, на каких условиях и по какой цене потом будут сдавать в аренду бизнесу. В фонды надо включать только те помещения, которые не арендуются сейчас бизнесом или от льготного выкупа которых предприниматели отказались, советуют эксперты. Чиновники, впрочем, утверждают, что, аккумулируя в фондах значительные площади, они как раз думают о благе бизнеса: если сейчас выставить все на торги, то потом "без квартир" останутся новые предприятия. Или же коллеги по бизнесу будут продавать новичкам недвижимость по драконовским ценам.

Еще одна претензия к закону - расплывчатость формулировки, какие именно предприятия могут претендовать на льготный выкуп. По закону, такой шанс дается тем, кто арендует помещения в течение трех и более лет и перечисляет арендную плату надлежащим образом. "Насчитать ошибки в перечислении арендной платы для любого чиновника - дело пяти минут", - опасается Томчин. То есть при желании предпринимателю можно почти всегда отказать в выкупе. А оговорка про аренду "в течение трех и более лет" может подтолкнуть власти установить больший срок обязательной аренды. В некоторых городах уже есть идеи считать плату за аренду "надлежащей", если не было просрочек по платежам ни на один день, даже если прокол случился не по вине предпринимателя. В Санкт-Петербурге предлагают более безопасный для бизнеса вариант: отсутствие задолженности на момент предоставления права выкупа. Но некорректные формулировки в федеральном законе могут привести к судебным спорам предпринимателей и власти, и льготная приватизация утонет в разбирательствах, опасаются эксперты.