Премьер-министр Владимир Путин, в последнее время фактически подменявший всю антимонопольную службу, вчера встретился с главой ФАС Игорем Артемьевым. Последний сообщил Путину, что уже в августе появится программа борьбы с картельными сговорами.

Когда на совещании по развитию нефтегазового комплекса в Северодвинске председатель правительства пригрозил руководству ФАС отставками в случае, если они не остановят рост цен на авиационное топливо, казалось, карьера Артемьева сложится не самым удачным образом. В Нижнем Новгороде Путин обрушился на горнодобывающую компанию "Мечел", попутно обрушив биржи и снова отчитав ФАС за неудовлетворительную работу.

Однако в минувшую среду руководитель антимонопольного ведомства приехал к Путину и, не став оправдываться, сразу сделал конкретные предложения. "В 2006 году дано определение, которое тождественно европейскому, что такое ценовой сговор, раздел рынка. Во всем мире это считается уголовным преступлением. Нам нужно принять новую 178-ю статью Уголовного кодекса, поскольку это действительно уголовное преступление", - убеждал Игорь Артемьев. По его словам, сегодня при торгах за месторождения, лесные участки, природные ресурсы, государственные запасы РФ наблюдается колоссальное количество таких сговоров, причем участвуют как сами компании, так и госчиновники. Законопроекты, предусматривающие уголовное наказание за картельный сговор, ФАС внесет в правительство уже в августе. Кстати, в европейских странах участие в картеле карается сроком до 10 лет лишения свобод, и эта мера применяется безжалостно.

Вместе с тем Артемьев высказал Путину, что его ведомство не должно заниматься оперативно-разыскной деятельностью. "Нам нужна помощь наших смежников из правоохранительных органов. Мы видим картели, в том числе в нефтянке, фармацевтике, в целом ряде системообразующих отраслей российской экономики, но мы не можем правильно закрепить доказательства для суда", - с некоторой беспомощностью заявил Игорь Артемьев, попросив помощи "коллег из МВД и Генпрокуратуры". Глава ФАС пожаловался, что раньше суды чуть ли не требовали у службы договор, скрепленный подписями участников сговора. Поэтому Артемьев похвалил разъяснение пленума Высшего арбитражного суда, данное в июне, в соответствии с которым составом преступления, в том числе уголовного, считается повышение цен рядом участников рынка без каких-либо экономических причин вслед друг за другом.

Игорь Артемьев рассказал премьеру, что в нашей экономике возможны ситуации, когда собираются, например, пять человек и принимают решение о повышении цен на 20-50 процентов на такой товар, который нель зя ничем заменить. По его мнению, такие социально значимые и образующие рынки - лекарств, определенных продуктов питания, топлива - должны стать зоной особого внимания ФАС.

Внимательно выслушав руководителя службы, Владимир Путин заметил о рядовых гражданах: "Надо сделать так, чтобы ваша деятельность и защищала потребителей, и способствовала развитию экономики, потому что картельный сговор ведет к стагнации". В заключении открытой части рабочей встречи Игорь Артемьев поделился с премьером своими догадками: "Нам кажется, что к нам переехали картели из Западной Европы, но много и наших, доморощенных". Реакции Путина не последовало.