Депутаты Госдумы пятого созыва могут ехать на каникулы с чувством выполненного долга. Спикер нижней палаты российского парламента и глава доминирующей фракции Борис Грызлов назвал итоги первой сессии успешными. Нет сомнения, что с ним согласится и исполнительная власть, законопроекты которой принимались в режиме зеленого коридора.

Количественные показатели работы Госдумы действительно впечатляют. 

По словам Грызлова, депутаты меньше чем за полгода успели принять 164 федеральных закона и одобрить 3 федеральных конституционных закона, 112 из них уже подписаны президентом. Зампредседателя фракции «Единой России» Андрей Воробьев отметил, что увеличение доли профессиональных юристов, экономистов и управленцев среди депутатов позволяет поддерживать высокие темпы работы и улучшать качество законов.

Для сравнения: украинская Верховная рада (450 депутатов, как и в Думе), которая обновилась менее чем на четверть, приняла в весеннюю сессию 59 законов, часть которых еще не подписана Виктором Ющенко. Более многочисленная (577 депутатов), чем российский парламент, Национальная ассамблея Франции за год после выборов приняла немногим более 170 законов, 135 из которых подписаны.

Госдума не только безропотно одобряет проекты Кремля и Белого дома, как утверждают недоброжелатели, но и энергично разрабатывает собственные законы. В ходе последней сессии депутаты внесли на рассмотрение 172 законопроекта (часть совместно с членами Совета Федерации). Это больше, чем правительство (63), сенаторы (60) и президент (18), вместе взятые. Правда, президентские и правительственные законопроекты проходят через Госдуму, как правило, быстрее депутатских (в эту сессию принято 37 законопроектов правительства и 11 президента).

В ходе весенней сессии принят ряд законов в сфере социальной политики: повышены стипендии, проиндексирована зарплата бюджетников, денежное довольствие военнослужащих, пенсии, пособия, социальные выплаты. На законодательном уровне предусмотрена индексация детских пособий.

Поддержка сельского хозяйства увеличена почти на 50 миллиардов руб.; принят ряд технических регламентов: по молоку, масложировой продукции, сокам, рыбе, табаку, в сфере пожарной безопасности.

Большое значение имеет принятый закон об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли.

В рамках соответствующего федерального закона были приняты поправки к Закону «О концессионных соглашениях», в частности скорректирован правовой статус концедента и концессионера, уточнено содержание концессионного соглашения и вопросы прав собственности на вновь созданные объекты, усовершенствованы правила проведения конкурсов.

Во Франции и на Украине депутаты по числу законодательных инициатив также превосходят по активности других авторов.

В подготовке законов участвовали 216 депутатов Госдумы — почти половина списочного состава, на Украине в законотворчестве участвовали 180 депутатов, во Франции — 370.

На первый взгляд эти показатели свидетельствуют о высокой эффективности Госдумы, которая работает быстрее и лучше раздираемой партийными противоречиями Рады и не уступает французскому парламенту, где пропрезидентская фракция Union pour un mouvement populaire («Союз за народное движение») имеет большинство (55% мест).

Правда, многие российские депутаты, большинство которых не первый год в парламенте, ограничивают свою законодательную работу подготовкой одного-двух не самых важных законопроектов. Например, больше всего авторов-депутатов (55) оказалось у законопроекта «Об охоте». Поправки в закон «Об образовании» и законы, касающиеся улучшения положения инвалидов, заинтересовали мало кого. Депутаты-новички представляют странные проекты (то ли пиаровские, то ли некондиционные) вроде поправок в закон о СМИ, позволяющих без суда закрывать газеты и телеканалы за критику в адрес чиновников.

Депутатов, которые регулярно направляют на рассмотрение Госдумы проработанные законопроекты, совсем немного — около 20-25 человек. В парламентах других стран доля активных законодателей — от 15% до 20% депутатов. Нередко парламентарии направляют на рассмотрение коллег различные варианты законопроекта. Иногда они противоречат друг другу или инициативам исполнительной власти. Так было на Украине, когда фракция Блока Юлии Тимошенко представила альтернативный проект реформы исполнительной власти, противоположный планам президента Ющенко, или во Франции, когда депутаты предложили собственную концепцию реформы миграционного законодательства.

Разумеется, дискуссии могут замедлить прохождение важных законов через парламент, но помогают их совершенствовать. Французский парламент за год работы отклонил 12 законопроектов, представленных исполнительной властью, российские депутаты могут похвастаться разве что отложенным в долгий ящик проектом о присоединении к Европейской конвенции об отмене смертной казни.