Несмотря на рост производства и импорта цемента, цены на него в этом году могут вырасти в два раза.

По рентабельности производство цемента может соперничать с добычей нефти и газа. Себестоимость, по словам вице-президента AG Capital Владимира Гузя, — 1000-1500 руб. за 1 т, а средняя цена по итогам последних торгов на Московской фондовой бирже — 4200 руб. Летом (пик спроса) цемент продавался по 5500 руб. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), дефицит достигал 10-20% от производства.

Если в 2008 г. в стране будет запущен хотя бы один крупный инфраструктурный проект, например Сочи, дефицит может дойти до 10 млн т, а цена — до 10 000-12 000 руб. за 1 т, говорит гендиректор «Базэлцемента» Дмитрий Савенков. Снизить цену и победить дефицит можно двумя способами — увеличив производство или импорт.

Недостаток цемента мог бы восполнить импорт. Сейчас он невелик: в 2007 г., по оценкам Unicredit Aton, в страну ввезли не более 1,5-2 млн т. В декабре прошлого года отменены импортные пошлины (около 5%) на цемент и снижены с 15% до 7,5% на ряд стройматериалов. Чиновники уверены, что это поможет. По идее цемент выгодно везти из Египта, Турции, Греции. Недавно компания «Базэлцемент» подписала двухлетний контракт на поставку в Россию 2 млн т с турецким Turkish Cimentas. Зубков называет цифры: в Турции цемент стоит $95-105 за 1 т, доставка морем в Краснодарский край — еще около $16-21 за 1 т (без учета стоимости выгрузки). То есть цена ниже российской. Но проблема в том, что инфраструктура России просто не приспособлена под перевозку импортируемого цемента.

В любом случае импорт проблему не решит. В Россию можно ввозить «при сильном напряжении» около 5 млн т цемента в год. А ожидаемый рост жилищного строительства к 2010 г. может привести к дефициту около 20-30 млн т, говорится в обзоре цементного рынка AG Capital.