Крупные российские банки исчерпали лимиты финансирования на льготные автокредиты и в 2023 году больше не смогут выдать кредит со скидкой на машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источники на авторынке и среди банков.

Изначально бюджет на программу составлял 5,1 млрд рублей, и лимиты на машины с ДВС были выбраны уже к весне. Однако в начале ноября глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил о планах дофинансировать программу еще на 1,2 млрд рублей. По данным «Автостата», еженедельные продажи автомобилей начали падение во второй неделе ноября. Исходя из этих данных, ноябрь окажется ниже результатов октября в 112,3 тысяч машин.

В Минпромторге изданию сообщили, что программа льготного автокредитования «продолжает действовать для работников сферы образования, медицинских работников, участников СВО и членов их семей, а также граждан с инвалидностью».

При этом источники «Коммерсанта» говорят, что крупные банки в основном уже близки к израсходованию лимитов, а некоторые и вовсе перерасходовали их. На этой неделе Минпромторг разослал банкам письмо с уведомлением, что больше средств в 2023 году не будет. Также, по словам одного из собеседников, квота в рамках бюджета кредитования на электромобили была исключена, и речь идет об окончании всего бюджета программы.

Официально в банках не стали комментировать приостановку программы. Но начальник управления продуктовой политики «Росбанк Авто» Алексей Бессонов отметил, что «основной спрос госпрограммы приходился на весь модельный ряд автомобилей марки Lada». На втором месте модель китайского производителя — Haval Jolion.

Программа льготного автокредитования вернется в 2024 году с рекордными с 2020 года объемами финансирования в 17,3 млрд рублей, однако и эти средства будут израсходованы за несколько месяцев, считают в банках. В начале ноября премьер-министр Михаил Мишустин объявил о том, что на программу льготного автокредитования в 2024-2026 годах власти направят 30 млрд рублей.

Сергей Удалов из «Автостата» согласен, что средства на льготные автокредиты традиционно быстро расходятся. При этом сейчас рынок сжимается, но наиболее высокая конкуренция за покупателя сосредоточена в сегменте выше 3 млн рублей, тогда как программа касается более дешевых машин. Остановка выдач льготных автокредитов, вероятно, сильно не скажется на рынке, считает он, поскольку вряд ли большая часть аудитории будет выжидать перезапуска в следующем году: «Хотя, конечно, есть определенная часть покупателей, которые ожидают скидок».

По прогнозу Frank RG, рынок автокредитов по итогам 2023 года превысит показатели докризисного 2021-го и достигнет 1,35 трлн рублей. Причем он восстановится не только в денежном выражении, но и в количественном. Большая часть выданных кредитов приходится на автомобили с пробегом: доля таких ссуд в структуре портфеля автокредитов резко выросла — с 40% до 60% в течение 2023 года. Проникновение автокредитов на рынке подержанных автомобилей удвоилось — с 4,6 до 9,9%.