Минстрой предложил ввести единый в стране платежный документ за жилищно-коммунальные услуги. Корреспондент "РГ" обратился к экспертам, чтобы они прокомментировали эту инициативу.

Как уже известно, платежку планируют сделать электронной в системе ГИС ЖКХ. Это исключит затраты управляющих и ресурсоснабжающих организаций на услуги расчетных центров, которые выставляют счета, распечатывают квитанции и доставляют их потребителям. По логике документ будет отражать все начисления, что сможет значительно повысить собираемость платежей. Долги россиян за услуги ЖКХ превысили 760 миллиардов рублей.

При этом эксперты сомневаются, что единый документ повысит грамотность потребителей. Сегодня лишь малая их часть тратит время на разбор квитанции, а сравнивает общие суммы с суммами уже оплаченных документов. Однако у тех, кто интересуется деталями, могут возникнуть вопросы.

- Многие потребители принципиально не хотят оплачивать квитанции в фонд капитального ремонта, особенно это актуально для жителей новостроек. В результате тянутся судебные разбирательства, начисляется пеня. Однако если будет предусмотрена возможность частичной оплаты квитанции, то у потребителя останется выбор - за какие услуги платить, а по каким копить задолженность. С другой стороны, строка страхования жилья - это не обязательный платеж, который появился в квитанциях совсем недавно, если эти строки включать в единый документ и при этом не давать выбора людям оплачивать ли, то это незаконно, - полагает Алексей Шильков, директор по продукту "Мой дом онлайн".

Непонятным остается процедура решения вопросов о начислениях и перерасчетах с едиными расчетными центрами. Сегодня в Петербурге, например, перед расчетными центрами выстраиваются целые очереди пенсионеров, которые не могут осуществить ту или иную операцию онлайн.

- Офисов на местах недостаточно, квалификация и мотивация рядовых сотрудников слабые, программное обеспечение и серверы становятся все более сложными, медленными и генерируют все больше ошибок. Иной подход Москвы в решении данной задачи - размещение сотрудников ГБУ "Единый информационно-расчетный центр города Москвы" во всех МФЦ города с контролем их работы руководителями МФЦ по региональному стандарту, вложение крупных инвестиций в программное обеспечение и серверное оборудование, а также оплата всех расходов на выставление единого платежного документа за счет бюджета города - служит примером того, как можно решить задачу с небольшим количеством проблем для жителей, - предлагает Глеб Гилинский, учредитель ассоциации "Управленческие кадры городского хозяйства".

Очевидный плюс инициативы - возможность оплаты всех услуг в один клик - может быть удобен не только пользователям, но и отраслевым игрокам.

- Для того чтобы избежать монополизации, нужно, чтобы этот сервис был доступен не только в приложении ГИС ЖКХ. Он в данной конструкции может выступать единым хранилищем данных по всем счетчикам, поставщикам, начислениям и т. д. Если доступ к данным будет открыт, компании, занимающиеся автоматизацией сферы ЖКХ, смогут создавать сервисы, которые проанализируют общедомовое и квартирное потребление по информации со счетчиков, посмотрят тарифы и предупредят жителя в случае переплаты, - уверен Илья Сотонин, гендиректор Doma.ai.

Анастасия Хрусталева, старший вице-президент ИК "Fontvielle":

- Есть некоторые опасения, что цифровизация и в этой инициативе покажет свои негативные стороны - когда любой специалист любого ведомства будет отвечать на вопросы граждан по единому скрипту "я ничего не знаю, у меня так программа показывает". И это главная опасность, ведь бороться с "программой", ее ошибками гораздо сложнее, а порой и невозможно. Также пока неясен механизм решения, когда в едином платежном документе только некоторые начисления сделаны некорректно. Какие последствия будут в "программах", если оплачивать единый документ не в полном объеме, а только в части, которая не оспаривается плательщиком? Посмотрим, будет ли все-таки реализован этот механизм и насколько он будет проработан.