О налоговом мониторинге (НМ) написаны сотни статей и вроде бы уже понятно, что это такое, для чего нужно и какие результаты даёт. Но интерес к теме настолько большой, что мы решили саккумулировать информацию, ответив на 10 популярных вопросов о налоговом мониторинге в 2022 году. Поехали!

directum

1. Кто придумал налоговый мониторинг?

В 2005 году власти Нидерландов столкнулись с трудностями в получении достоверной учетной информации от предпринимателей, а те в свою очередь почувствовали на себе излишнее давление со стороны налоговиков. Чтобы прийти к консенсусу, был разработан «мягкий налоговый инструмент» с широкими возможностями для самих налогоплательщиков и налоговых органов.

Дальше эту практику подхватили другие европейские государства, а в 2012 году пилотный проект по НМ стартовал и в нашей стране.

2. Что такое налоговый мониторинг в России?

Это такая форма налогового контроля, которая протекает в дистанционном виде. Бизнес в добровольном порядке предоставляет ФНС доступ к своим учетным данным.

3. Кому выгодно проведение налогового мониторинга?

Прежде всего, государству. В лице ФНС оно получает доступ к учетным данным предпринимателей и контролирует корректность формирования и уплаты налогов, а еще предотвращает появление серых схем ухода от налогов. Бизнес тоже получает плюсы: освобождается от камеральных и выездных проверок (но есть исключения), вовремя узнает об ошибках и исправляет их во избежание штрафов.

4. Правда ли, что для вступления в НМ нужно оцифровать все бумажные документы?

Прежде чем перейти на налоговый мониторинг, нужно выполнить ряд требований. В их числе – организовать электронный архив. Если часть документов компания хранит в бумажном виде, нужно перевести их в цифру. Иначе инспектор ФНС не сможет получить к ним доступ. В идеале участникам мониторинга вовсе перейти на ЭДО с контрагентами.

5. Чем рискует бизнес, переходя на налоговый мониторинг в 2022 году?

Во-первых, предприятие становится прозрачным для ФНС. Появляется ощущение постоянного контроля. Во-вторых, никто не застрахован от утечки персональных данных. Чтобы избежать этого, стоит серьезно подойти к организации информационной безопасности. А это немалые вложения сил и денег. В-третьих, выданное ФНС мотивированное мнение желательно привести в действие, даже если оно противоречит интересам компании.

6. В какие сроки проводится налоговый мониторинг?

Процедура занимает 1 год и 9 месяцев. Период, за который просматриваются учетные данные, равен 1 календарному году. Сроки налогового мониторинга могут продлить по нескольким причинам. Например, если за 6 месяцев до окончания процедуры компания подаст уточненку по НДС.

7. Какие документы нужны для вступления в налоговый мониторинг?

Организация, удовлетворяющая суммовым критериям и желающая присоединиться к новой форме контроля, должна подготовить:

  • заявление о проведении налогового мониторинга;

  • сведения о взаимозависимых лицах;

  • регламент информационного взаимодействия;

  • учётную политику для целей налогообложения компании;

  • документы о системе внутреннего контроля.

Пакет документов важно подать до 1 сентября того года, который предшествует периоду, за который будет проводиться НМ.

8. Сколько российских компаний уже вступили в мониторинг?

По данным ФНС, в 2023 году к новой форме контроля присоединится еще 112 компаний. Итого их количество вырастет до 451.

9. Что такое витрина данных?

Каждый участник мониторинга должен подготовить информационную систему для взаимодействия с ФНС. Например, для этого можно внедрить витрину данных. Это будет единая точка входа и связующее звено между электронным архивом компании и АИС «Налог-3». На рынке представлено много таких витрин, среди них – разработки от VK, Kept и других. Также есть готовые решения, которые включают в себя связку с налоговой витриной. Например, «Архив для налогового мониторинга» от Directum.

10. Как выбрать ИТ-решения для налогового мониторинга?

На рынке уже сформировался большой ассортимент решений и сервисов для удаленного взаимодействия с ФНС. Так, работать можно через витрину данных, операторов ТКС или с помощью собственных разработанных решений.

Выбирая работу через витрину данных, обратите внимание, что должно быть реализовано хранилище электронных документов, например, на базе ECM-системы. Как сделать правильный выбор ИТ-решения? Просто посмотрите, что за компания разрабатывала продукт. В идеале она должна соответствовать критериям:

  • иметь многолетний опыт в сфере разработки программ электронного документооборота и сервисов для взаимодействия с налоговыми органами;

  • предоставлять гарантии в области хранения данных;

  • предлагать комплексный подход: экспертизу процессов, консультации и внедрение;

  • оперативная и квалифицированная техподдержка;

И очень важное требование – решения поставщика должны быть включены в Реестр отечественного ПО.

Автор: Евгения Герасимова, Directum