На фоне заявлений страховщиков о снижении цен на ОСАГО производители онлайн-касс фиксируют увеличение средней стоимости полиса. По данным компании АТОЛ, если в апреле 2018 года бумажный полис стоил 4466 руб., то в декабре — 6040 руб. Электронный полис подорожал с 3871 руб. в январе 2018 года до 4818 руб. в январе 2019-го. Из этого исследователи делают вывод о росте цен на бумажные и электронные ОСАГО на 35% и 25% соответственно. Однако, как следует из графика, если в отношении е-ОСАГО такой вывод обоснован, то бумажные полисы внутри прошлого года как дорожали, так и дешевели. При более корректном сравнении — января 2018-го с январем 2019-го — рост составляет лишь 6% (см. график). При сравнении среднегодовой стоимости полисов ОСАГО и е-ОСАГО бумажные полисы оказались дороже на 17%.

Компания сделала такие выводы на основании анализа онлайн-продаж страховок в период с 1 января 2018-го по 12 февраля 2019 года — по данным 13 тыс. касс. По словам председателя совета директоров АТОЛ Алексея Макарова, помимо увеличения цены полиса, есть тенденция по плавному вытеснению полисов на бланках строгой отчетности из оборота. «Год назад их доля на рынке была доминирующей, но уже в апреле-мае произошло резкое увеличение доли электронных полисов — до 82% от общего объема реализованных страховок»,— говорит он.

Отметим, что такие данные существенно отличаются от статистики страхового лобби. Как ранее сообщал Российский союз автостраховщиков (РСА), с учетом тарифной реформы ОСАГО, средняя цена полиса ОСАГО за период с 1 января по 10 февраля 2019 года снизилась на 3,6% (если по итогам 2018 года она составляла 5886 руб., то в начале 2019-го — 5676 руб. В целом по РФ средняя премия для легковых автомобилей физлиц снизилась на 1,7% — до 5569 руб.

«Выборка данных, на основании которой сделаны выводы об изменении цены полисов ОСАГО, нерелевантна и не позволяет сделать достоверные выводы,— прокомментировали исследование АТОЛ “Ъ” в союзе.— Его авторы утверждают, что были проанализированы данные 13 тыс. касс. Однако только страховых агентов, которые применяют кассы, на страховом рынке около 150 тыс.». Собеседник “Ъ” в РСА указывает, что в исследовании были проанализированы данные 79,8 тыс. чеков. Однако в год продается около 40 млн полисов ОСАГО, что в 500 раз больше.

Во вторник, 19 февраля, представители АТОЛа уточнили, что чеков для исследования было отобрано более 1 млн.