Банк России планирует скрыть существенную часть информации из трех форм отчетности, в которых раскрываются сведения о финансовых показателях участников банковских групп. Сам регулятор обосновывает это международной практикой. Но эксперты полагают, что ЦБ хочет засекретить данные о непубличных активах банковских групп, находящихся в процессе оздоровления либо рискующих оказаться под санкциями. При этом снизится прозрачность банковских групп, в том числе в части возможного публичного отслеживания сомнительных сделок и трансакций.

Вывод о том, что ЦБ планирует публиковать три формы отчетности в сокращенном виде без раскрытия информации по участникам банковских групп, можно сделать из опубликованного на днях проекта указания регулятора. Речь идет о формах 802 («Консолидированный балансовый отчет»), 803 («Консолидированный отчет о прибылях и убытках») и 805 («Отчет об обязательных нормативах банковской группы»). Они детализируют финансовые показатели не только банков, но и входящих с ними в одну группу лизинговых, страховых и управляющих компаний, участников рынка ценных бумаг и др. В документах будет скрыто более половины граф. В пресс-службе ЦБ “Ъ” пояснили, что проект разработан «с целью приведения периметра раскрываемой информации в соответствие с МСФО и международной практикой».

Банк России уже прибегал к засекречиванию финансовой информации: год назад он скрыл часть счетов в самой важной банковской отчетности — оборотной ведомости (форма 101). В частности, регулятор перестал раскрывать детализированные остатки по счетам организаций, в том числе государственных, индивидуальных предпринимателей и физлиц. Это значительно затруднило анализ финансовых результатов отдельных кредитных организаций, а также некоторых показателей банковского сектора.

Тогда ЦБ объяснял свои действия тем, что структура балансовых счетов может приводить к раскрытию информации по счетам отдельных клиентов.

По словам ведущего методолога рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрия Беликова, новый проект не сделает менее прозрачной деятельность входящих в группу банков, а просто отменит дублирование информации в разных формах отчетности. В то же время небанковские участники групп станут менее прозрачными, если это непубличные компании, не раскрывающие отчетность на неконсолидированной основе.

Объективной причиной разработки указания, по мнению господина Беликова, может быть только снижение издержек банковских групп на подготовку достаточно детализированной и информативной отчетности компаний, которым в силу их непубличного статуса вести такой учет необязательно. «Но понятно, что такая чрезмерная забота о банковских группах едва ли выступает основной причиной,— указывает он.— Более вероятная причина снижения прозрачности банковских групп связана с текущими санациями крупных банков с участием ЦБ».

В периметр санируемых банковских групп входит множество компаний, используемых во внутригрупповых целях, например для расчистки баланса банков от проблемных активов. «Эти внутригрупповые сделки имеют нерыночный характер, в раскрытии прямой или косвенной информации по ним нет необходимости,— поясняет эксперт.— Напротив, такая информация может служить информационным поводом для СМИ и в случае превратного толкования оказывать негативное влияние на процесс финансового оздоровления, создавая поводы для беспокойства у клиентов».

Директор группы банковских рейтингов АКРА Александр Проклов также считает, что проект указания ЦБ направлен на засекречивание информации, но полагает, что регулятор стремится таким образом оградить банки и компании и от санкционных рисков. По его мнению, не исключено, что указание в первую очередь нацелено на то, чтобы сделать анонимными участников банковских групп, находящихся или рискующих оказаться под санкциями.